На самом деле там, конечно, не только тазы, да и не столько. Там очень много всего интересного и важного.

Рассказать о Пинакотеке современности трудней, чем о двух предыдущих пинакотеках. Потому что и ее задача гораздо трудней, чем их.
Здесь представлен XX и уже немного XXI век. Т.е. мы. Это и есть самая большая трудность.

Вам всегда нравится то, что вы видите в зеркале?.. А слышать свой собственный голос в записи?.. Мне - никогда.

Нам всегда хочется думать о себе не то чтобы даже лучше... но точно иначе. Не так, как все обстоит на самом деле.

Если вас попросить рассказать о себе, описать себя - легко ли вам будет справиться с этой задачей?.. И скажете ли вы, положа руку на сердце, что ваш рассказ будет объективным и беспристрастным?.. Это почти невозможно.

Визуальный язык любой эпохи не сочиняется кем-то, не берется из головы работающих в это время художников. Он всегда лишь отражает реальность.

Не краски, не мрамор и не пластмассовые тазы - материалом художника всегда является реальность. В каждом отдельном случае каждый художник берет из нее что-то свое. И это все, что есть в его распоряжении, он не может использовать то, чего в его реальности нет.

Но наша нынешняя реальность наступила слишком быстро, от всех прошлых реальностей отличается слишком радикально и продолжает меняться слишком стремительно. Мы не успели в ней освоиться и продолжаем не успевать, разрыв между ней и нашими возможностями выразить ее продолжает увеличиваться.
Все прошлые схемы, приемы и каноны окончательно перестали работать. Мы видели в Новой пинакотеке, как из визуального уходят смыслы по мере того, как визуальный язык перестает соответствовать реальности.

Нужно большое мужество, чтобы пытаться вскочить на подножку этого поезда, чтобы честно признать, что старый язык умер, и сделать свою попытку создать новый. Если не целый язык, то хотя бы одно свое слово.

Не у всех этого мужества достаточно. Сколько угодно людей делают вид, что продолжают говорить на языке академизма - это, конечно, самый настоящий фейк, потому что язык академизма умер окончательно. Это как если сегодня спуститься в метро и обратиться к соседям по вагону на языке "не лепо ли ны бяшете". Фальшивка и фикция.

Этот язык прошлого может быть сколь угодно лучше, красивей, благородней нынешнего или, по крайней мере, таковым нам казаться - ничто не изменит того факта, что он навсегда остался в прошлом. Реальность на нем больше не говорит.

Пинакотека современности фиксирует язык, на котором говорит реальность. А значит, саму реальность.
Она может нравиться нам или не нравиться. Попытки художников найти для нее верное слово могут быть более или менее убедительными. Мы, зрители, можем соглашаться с кем-то из них, а можем не соглашаться.

Строго говоря, у нас даже нет возможности объективной оценки, потому что отсутствует необходимая дистанция отстраненности. Мы часть этой реальности, мы внутри.

Но мы люди, наша природа предполагает осмысление. Пинакотека современности - отличный инструмент для выполнения этой работы. Полагаю, на этом торжественную часть можно завершить и показать вам каждую из двух ее экспозиций. Завтра.
Journal information