Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Categories:

Платье Дорическое. Замысел

Прежде всего, спасибо тем, кто в комментариях назвал это платье идеальным - определение абсолютно точное. Разумеется, не в смысле похвальбы!



Но именно таков и был мой замысел - сделать идеальное платье. Фактически, не частную вещь, а формулу платья, просто в материале.

И, разумеется, всякое размышление об идее, об идеальном немедленно отсылает нас к античным грекам. Так что, если говорить о городе, то это не столько конкретные Афины, хотя именно Акрополь был путеводной звездой этой мысли. Скорее, это идеальное в платоновском смысле строение, т.е. храм.

А идеальный храм - это, конечно, ордер. Да простят меня архитекторы, сейчас я буду все очень упрощать. Ну, потому что в противном случае говорить об ордерной системе пришлось бы пару семестров.

Так вот, упрощая, скажу вам так. Если бы к нам прилетели инопланетяне, и у меня была бы возможность познакомить их только с одним каким-то достижением человечества, с одним-единственным из всей человеческой истории, я рассказала бы им о греческой ордерной системе.

И, обещаю, они бы сняли что-то, что исполняет у них роль шляпы, с чего-то, что исполняет у них роль головы, и поняли бы, что человек нереально крут.

Ордерная система - это, фактически, формула сооружения стоечно-балочного типа. Т.е. такого, где несущими вертикалями являются колонны, на которых лежит горизонтальный антаблемент.

Как ни упрощай, но, чтобы понять всю красоту идеи, необходимо хотя бы на паре примеров посмотреть, что не любое сооружение из колонн, несущих перекрытие, является ордерным. Этот тип сооружения преспокойно может работать абсолютно без всякого ордера. Ну, возьмите два граненых стакана, положите на них сверху книжку в качестве перекрытия, вот вам и действующая модель. Наглядная, хоть и не очень красивая.

До того, как греки раз и навсегда закрыли эту тему, люди обыгрывали ее довольно разнообразно. Вот, например, посмотрите на критскую колонну.



Да, это не оптическая иллюзия - она действительно расширяется кверху.



Каково? Зачем это? Че хотел сказать художник?..



Мы не так много знаем о критской культуре. Но тот факт, что Кносский дворец считается прототипом лабиринта из мифа о Минотавре, говорит о многом. Приблизительно вот в таком архитектурном контексте существовали эти колонны.



Какой уж тут ордер, какой идеальный принцип, какая общая формула! Очевидно, что это все один разросшийся, разобранный в подробностях частный случай. Ничего, если слегка изменить пропорции колонн?.. слегка подвигать их относительно друг друга?.. да пожалуйста. Просто следите за механикой, они все-таки несущие... а так - никаких проблем.

Вот другой пример с несущими колоннами, египетский.



Египтяне, как известно, на протяжение всей своей земной жизни мыслями были в жизни загробной. Исходя из этого, принципы и закономерности материального мира интересовали их постольку поскольку, ровно в той мере, чтобы их можно было использовать для создания иллюзии. В чем они достигли больших успехов.

Например, сам по себе тот факт, что колонны несущие, т.е. принимают на себя колоссальный вес лежащего на них антаблемента, не представляется им примечательным. Визуально они в своей постройке его никак не отрабатывают - их занимает другое.

Они прячут абаку, прямоугольную плиту вверху капители, на которой непосредственно и лежит балка перекрытия, за круто расширяющейся капителью.



Благодаря тому, что очень высокие колонны расположены очень близко друг к другу, у зрителя, стоящего на полу храма, технически нет возможности увидеть абаку, точка передачи веса балки на капитель от него идеально скрыта. В результате он видит густой лес гигантских божественных лотосов и как будто парящее над ним, не соприкасаясь, каменное небо перекрытия. Войдя в храм, он как бы попадает на экскурсию уже в тот загробный мир.

Вот создание этой иллюзии и является приоритетом для египетского архитектора. И это бесконечно далеко от ордера в греческом понимании. Хотя о египетском ордере иногда говорят, но здесь имеется в виду не цельная совокупность взаимоувязанных объемов и форм, а, скорее, просто набор известных нам типов египетских колонн.

Однако, как это ни парадоксально, мы только что сказали слово, ключевое и для греческой ордерной системы - это слово иллюзия. Давайте им закончим разговор о внеордерных системах и с него же начнем разговор собственно о греках.

Tags: *Городская легенда, *Дорическое платье, моя работа, не продается
Subscribe

Posts from This Journal “*Городская легенда” Tag

  • Внезапно фотки с Экомоды 2015

    Не прошло и двух с половиной лет, как они до меня добрались. Не знаю теперь, каким рассказом их сопроводить, этот поезд давно ушел. Но все-таки…

  • Мой дебют на театральной сцене - тадаммм!

    Не пугайтесь, сама я на сцену не взгромоздилась, до этого не дошло - никто пока не приглашал. Дебютировала я в качестве художника по костюму. Что,…

  • Все о коллекции Городская легенда

    Дефиле было на Неделе Экомоды в июне 2015. По ссылке можно почитать и посмотреть о подготовке коллекции и о самом событии. Видео репетиции…

promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments