Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Categories:

Платье Дорическое. Иллюзия реальности

Ну так и что же такого придумали греки, что критские, египетские и все остальные колонны - это просто колонны, а у них - ордер? В чем разница?



А что вообще главное в ордерной системе? Система. Вот в этом и разница. Дело не в том, какая красивая и пропорциональная колонна сама по себе. Дело в том, почему она именно такая.

Потому что ее пропорции и все ее детали, до самых, казалось бы, пустяковых, имеют причину. Ни одна из них не существует просто потому, что автор решил - а дай-ка я вот тут сделаю такую фигню, красиво же будет!

Они все жестко взаимоувязаны и вытекают из общей задачи, общей идеи - ну, это же греки! - конечно, идеи.

Ордер - это именно идея. Не частный случай, а общая формула некого типа архитектурного сооружения. Типа совершенно конкретного, стоечно-балочного, в котором несущие вертикали колонн принимают на себя вес лежащего на них горизонтального антаблемента.



Греки не просто создают здание с таким типом тектоники. Они показывают нам, как это работает. Вот сейчас мы возвращаемся к ключевому слову, на котором остановились в предыдущем посте - иллюзия. Фактически, они создают иллюзию работы, которая имеет место на самом деле.

Звучит парадоксально. Понятно, когда создается иллюзия наличия того, чего нет на самом деле. Но зачем создавать иллюзию того, что и так уже есть? На самом деле, никакого парадокса, и вы легко можете в этом убедиться.

Посмотрите на любое здание, которое есть сейчас перед вашими глазами, подойдет даже то, в котором вы сейчас находитесь, и попробуйте ответить, какие из его элементов являются несущими? Вы почти наверняка затруднитесь с ответом.

Но раз это здание стоит, существует в материале, значит, несущие элементы в нем по определению есть, и они выполняют свою механическую работу. Просто никаких ее внешних признаков нет.

Что естественно, камень и бетон, да любые материалы, из которых делаются здания, не обладают ни малейшей упругостью, которая дала бы нам внешний признак их работы.

А греков интересует именно тектоническая идея здания, то, как распределяются в нем нагрузки. И ордер показывает нам эту работу, создает иллюзию того, что есть на самом деле, но чего мы никогда бы без этой иллюзии не увидели.

Для этого они наделяют камень несвойственной ему иллюзорной упругостью. Они кладут на колонны гигантский вес антаблемента, и колонны как бы искривляются, принимая этот вес. У них появляется энтазис, небольшое утолщение в нижней трети ствола. Камню несвойственно такое поведение, хотя он и несет реально этот вес, мы бы этого не ощутили. Поэтому хитрые греки создают иллюзию реальности, дают нам эту визуальную подсказку.

Вот под номером 1 условно изображена колонна с энтазисом, а рядом для сравнения под номером 2, как бы она выглядела без него.



Вот архаичная массивная дорика храма Посейдона в Пестуме. Если знать, на что смотреть, здесь можно увидеть энтазис. Но главное, он делает свою работу по созданию иллюзии, даже если мы о нем не подозреваем - создает ощущение веса, ощущение того, как он приходит на колонны, и как колонны, принимая его, с ним справляются.



Посмотрите на дорическую капитель. Она состоит из абаки, прямоугольной плиты, и эхина - как бы подушки между абакой и собственно стволом колонны. Форма эхина тоже демонстрирует нам, как на колонну приходит вес антаблемента, он явно имеет вид расплющенного.



Чем архаичней дорика, тем она мощнее, тяжеловесней. Со временем ордер облегчается, становится более утонченным. Сравните эхин архаичного храма Посейдона в Пестуме на фото выше и эхин поздней, облегченной дорики Парфенона - мы физически ощущаем уменьшение веса конструкции по тому, насколько меньше он расплющен.



Может быть, вы обратили внимание на горизонтальный желобок на самом верху ствола колонны, сразу под эхином. Если нет - обратите. Это называется гипотрахелий. И даже он существует не просто так, а тоже работает на создание иллюзии, на ощущение веса, приходящего на колонну.

Согните ладонь под прямым углом к руке и положите на нее книгу - вы увидите, как кожа в месте сгиба образует такие складки. Они возникнут даже если просто согнуть руку таким образом, но если положить на нее вес, они полностью проявятся.



А вот посмотрите на колонны всех ордеров и найдите, что отличает дорическую (первую) от всех остальных? Правильно! Только у нее нет базы, ее ствол стоит непосредственно на стилобате.



Почему? Да именно потому, что это визуально противоречило бы идее. Визуальная логика такова, что мощная колонна, несущая кроме своего веса, еще и гигантский вес антаблемента, должна была бы эту базу просто раздавить, оставить от нее только мокрое место. Что, собственно, и происходит - база превращается в мокрое место до полного своего отсутствия.

Надеюсь, этих примеров было достаточно, чтобы показать, что греки не только создали формулу храма, идеально работающую с точки зрения тектоники, распределения веса, но и нашли для нее идеальное визуальное воплощение, создав иллюзию этой реально выполняемой работы.

Какое отношение все это имеет к платью? Возможно, у кого-то возникнет такой вопрос. А кто-то, возможно, вместе с вопросом ощутит и ответ на него. Как я ни стараюсь быть краткой, но мне придется еще кое-что сказать об ордере в следующем посте. Тогда, возможно, и связь всего этого с платьем станет более очевидной.

*Все фото кроме моих собственных взяты из открытых источников в интернете. Выяснить и указать их авторов невозможно, но в случае, если автор отыщется и пожелает быть названным, это немедленно и с благодарностью будет сделано.

Tags: *Городская легенда, *Дорическое платье, моя работа, не продается
Subscribe

Posts from This Journal “*Дорическое платье” Tag

  • Дорическое платье. Пряжа

    Это платье - тот случай, когда успех вещи практически полностью определяется материалом. Шелк-буретт. Во-первых, обратите внимание на его…

  • Дорическое платье. Вязаный ордер

    Я не преследовала цели воспроизвести средствами вязания дорическую колонну, и это платье - не костюм колонны, а совершенно самостоятельная вещь.…

  • Платье Дорическое. Принцип ордера

    Помимо частной тактильной иллюзии массы и механической работы, которую мы уже рассмотрели, греки создают еще и глобальную пространственную иллюзию.…

promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments