Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Categories:

Дорическое платье. Вязаный ордер

Я не преследовала цели воспроизвести средствами вязания дорическую колонну, и это платье - не костюм колонны, а совершенно самостоятельная вещь.



Хотя сама по себе идея прочтения женской фигуры как стройной колонны вполне очевидна и не раз использовалась как в архитектуре, так и в одежде.



Просто ради удовольствия лишний раз на него посмотреть, покажу для примера хрестоматийный портик кариатид Эрехтейона...



... и Жозефину Богарне в ампирном платье.



Меня же интересовало немного другое. Дорический ордер для меня был не предметом воспроизведения, а, скорее, темой размышления.

Традиционно дорический ордер принято считать мужским, а женским - ионический. Это имеет под собой основания, но, безусловно, не в гендерном смысле, а всего лишь как обозначение совокупности неких признаков.

Дорический - более суровый, мощный, лаконичный, т.е. мужественный. Ионический - более легкий, изящный, с более выраженной декоративностью, т.е. женственный.

Меня интересовал именно дорический в силу его примитивности, что, опять-таки, нужно понимать ни в коем случае не как простецкость, а как первоначальность. Потому что прежде чем пускаться в разработку тонкостей, должны быть сформулированы некие основополагающие, базовые вещи.

Полагаю, вы видите, что я принципиально отказываюсь от какого-либо декора, тут нет ни малейшей необязательной детали, которую можно было бы изъять, не разрушив строй вещи.



Очевидным образом я максимально высоко поднимаю линию талии, что, вслед за классическими ампирными платьями, позволяет мне срифмовать лиф с капителью колонны, а тело - с ее стволом.

Теперь я должна определиться с длиной. Простым и очевидным решением было бы, опять же, по опробованному ампиром рецепту, сделать вещь максимально длинной, практически в пол, что обеспечило бы беспроигрышную пропорцию.

Но мне в пол не хотелось. Потому что я люблю универсальные вещи для жизни и никогда не пожертвую повседневной функциональностью ради эффектного лука. Согласитесь, вариант в пол придал бы вещи явный курортно-променадный оттенок, поставил бы под вопрос ее органичность контексту мегаполиса.

Отказ же от максимальной длины обусловил появление оборки.
Разнонаправленные клинья, кончено же, в этом контексте выполняют роль каннелюр. И формально, поскольку у дорической колонны база отсутствует, казалось бы, вещь просто должна иметь четкий обрез по нижнему краю. Именно так бы я поступила, если бы преследовала цель формального подобия колонне.



Но представьте мысленно вещь существующей длины без волана, просто заканчивающуюся на нужной высоте - и вы обязательно ощутите некое визуальное беспокойство. Которое будет уменьшаться по мере того, как вы будете мысленно вещь удлинять, а окончательно исчезнет ровно в тот момент, когда длина ее станет максимальной. И если сейчас, с воланом по низу, пропорции вещи воспринимаются как вполне естественные и законные, то без него она при той же длине будет неумолимо казаться подстреленной, подрубленной, куцей.



Благодаря волану нижняя граница вещи из однозначно определенной линии превращается в некий диапазон. Глазу однозначно приятней самому в каждый момент времени ощущать границу в том конкретном месте этого диапазона, где она должна находиться исходя из динамики, пластики материала. Другими словами, волан позволяет границе быть плавающей, но ограничивает диапазон ее люфта. Так мы снимаем с себя ответственность, уходим от сложной задачи снайперского определения длины, которую и чисто технически решить непросто, и перекладываем это решение на естественный ход вещей, который всегда безошибочен.

Единственный элемент, который можно счесть декором, это ряд шлевок и веревочный пояс по линии талии. Они выполняют совершенно практическую функцию - доводят до абсолюта посадку не только талии, но и лифа.



Но еще важней их идеологическая работа. В каком-то смысле это аналоги триглифов и гутт.



Дело в том, что даже в самом лаконичном, самом строгом визуальном решении глазу необходимо дать за что зацепиться. Чтобы картинка не получилось тефлоновой, чтобы взгляд не соскальзывал с нее, как яичница со сковородки в рекламном ролике. Чтобы была визуальная точка отсчета, чтобы возникал момент сравнения, без которого чистота и лаконичность были бы только пустотой.



Вот основные визуальные и конструктивные моменты вещи, которые мне помогло сформулировать размышление о дорическом ордере. Фактура и пластика, которые здесь совершенно принципиальны, определяются материалом, пряжей, о ней расскажу завтра.

*Все фото кроме моих собственных взяты из открытых источников в интернете. Выяснить и указать их авторов невозможно, но в случае, если автор отыщется и пожелает быть названным, это немедленно и с благодарностью будет сделано.

Tags: *Городская легенда, *Дорическое платье, моя работа, не продается
Subscribe

Posts from This Journal “*Дорическое платье” Tag

  • Дорическое платье. Пряжа

    Это платье - тот случай, когда успех вещи практически полностью определяется материалом. Шелк-буретт. Во-первых, обратите внимание на его…

  • Платье Дорическое. Принцип ордера

    Помимо частной тактильной иллюзии массы и механической работы, которую мы уже рассмотрели, греки создают еще и глобальную пространственную иллюзию.…

  • Платье Дорическое. Иллюзия реальности

    Ну так и что же такого придумали греки, что критские, египетские и все остальные колонны - это просто колонны, а у них - ордер? В чем разница? А…

promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments