Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Category:

Падуя. Я готова целовать песок ...

... по которому ты ходил, Джотто ди Бондоне!



Помните, в самой первой главе падуанских впечатлений я сказала, что мне сюда было нужно по делу - здесь живет очень важная и дорогая мечта моей жизни, которую, наконец, настало время сбыть раз и навсегда.
Фрески Джотто в капелле Скровеньи - вот это и была самая мечта, теперь уже сбывшаяся.



Надо вам сказать, что развиртуализация любимых, с детства знакомых по репродукциям произведений - очень драматическая и непредсказуемая история. Когда личные встречи с ними, живущими в музеях разных стран, стали возможны, оказалось, что за некоторыми из них могут привести к жесточайшему разочарованию. Не то, чтобы вещь в жизни оказывается хуже, чем в репродукции... она просто оказывается другой. Совершенно, принципиально другой.

Оказывается, что она не хуже, и, наверное, даже лучше, чем представлялось по репродукциям, но это просто совсем не тот дорогой друг, с которым связывают годы любви и доверительных отношений, с которым столько общего! Другими словами, развиртуализируясь с произведением искусства, всегда рискуешь лишиться любимого, и неважно, что его, как выясняется, никогда и не существовало - пустота в душе остается самая настоящая.



Джотто для меня не просто дорогой и любимый, он всегда был одним из китов, на которых держится мой мир. Конечно, я не раз уже виделась с ним вживую - и в разных заграничных музеях, и к нам что-то привозили с выставками, уже было понятно, что он и в жизни ровно тот самый мой герой, каким я знала его по репродукциям.

Но то были станковые вещи, а фрески - это же совсем другое дело! Если бы с ними что-то пошло не так, это бы просто обрушило всю мою картину мира. Так что риск был велик.
Ну, что я могу вам сказать... ради этого стоило заставить мужа махнуть на машине из Мюнхена через Альпы в Падую. Действительность не только не разочаровала, а превзошла все мои ожидания. Джотто - мой супергерой.

Прекрасная Паола Волкова приводит в своей лекции ...



... слова Мамардашвили, что этим своим циклом фресок "Джотто вышел в трансцендентный ноль".
Вообще-то я не очень люблю такого рода определения - что такое вообще трансцендентный ноль?.. Слишком это субъективно, слишком велик разрыв между смыслом, который в это вкладывает говорящий, и тем, что может под этим понять каждый из слушающих.

Но в данном случае это не то чтобы даже оправданное, а, может быть, единственно возможное определение. Потому что это нечто настолько принципиально единственное, чему не может быть даже отдаленных аналогов, а язык придумывает слова только для явлений повторяющихся, воспроизводящихся. Так что для этого не может быть объективного определения.



Это один из тех случаев, благодаря которым существует устойчивая тенденция объяснять необъяснимые рационально вещи вмешательством инопланетного разума. Только обычно помощью инопланетян объясняют то, что как бы невозможно иначе объяснить в механическом, физическом смысле.

Ну, как огромные каменные идолы на острове Пасхи - ну как могли их делать, перемещать и устанавливать какие-то голые аборигены, которые даже до штанов не додумались, а из всего инструментария имели только каменный топор да палку-копалку! Немыслимо, невозможно, необъяснимо. Ясное дело, без инопланетян не обошлось. Детское, смешное и дурацкое объяснение, но оно живуче, потому что, видимо, лучше такое, чем вопрос без ответа.



В случае с Джотто с физической стороной дела нет никаких проблем. Но абсолютно не поддается никакому объяснению и пониманию ментальная сторона вопроса. Как один, пусть даже гениальный, но все-таки обычный смертный человек, мог вмещать в себе все это? А достать все это из своей головы и разложить по стенам без малейшего искажения и потери? Немыслимо, невозможно, необъяснимо.



Тем более необъяснимо, что на дворе-то 1300 год. Вдумайтесь, что это значит! Осознайте, каким визуальным языком говорил тогда мир вокруг Джотто! Вот, например, вещь его современника и учителя Чимабуэ.



Понимаете, что происходит? Был, к примеру, язык Слова о полку Игореве, "не лепо ли ны бяшете" и все такое. Шли годы и века, и постепенно он стал языком Ломоносова...Тредиаковского... Державина... а потом языком Жуковского, потом Пушкина... и уж потом, потом и потом языком Мандельштама и Бродского. И как возможно такое, чтобы в мире Слова о полку, говорящем на "не лепо ли ны бяшете" вдруг кто-то, проследовав без остановок всех Ломоносовых и Пушкиных вдруг заговорил на

На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко,--

Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.

Этого не может быть никогда. Никак. Ни при каких обстоятельствах. Но вот же оно, есть, мы смотрим на него своими глазами! Вот за секунду до того, как окончательно сойти с ума от этой необъяснимости, и ловишь себя на спасительной мысли об инопланетном разуме.



Говорят, в Италии существует выражение "быть круглее, чем круг Джотто", по смыслу аналогичное "быть святее Папы Римского". Не знаю, так ли это, но знаю, откуда вообще происходит понятие круга Джотто.

Вазари, биограф художников Возрождения, рассказывает, что якобы однажды к Джотто пришли посланники от тогдашнего Папы, который хотел что-то там у себя расписать, думал, кому отдать этот заказ, и попросил Джотто предоставить какие-то образцы своих работ. В те доцифровые времена с портфолио все было довольно непросто, как вы понимаете. На что Джотто без всякого циркуля, прямо той кистью, которая была у него в руке, одним движением нарисовал идеальный круг.



Вазари жил на пару веков позже Джотто, так что сам присутствовать при этой сцене никак не мог. Но даже если он ее придумал, спасибо ему за это, ее нужно было придумать! Потому что линия Джотто... это еще одно, что не поддается разумному объяснению, чего быть просто не может.

Дело даже не в том, что у живого человека бьется сердце, у него есть пульс, он дышит, и одно это физически исключает возможность такой линии, которую может произвести только токарный станок. Дело в том, что человеческая природа не предполагает такой ментальной твердости и концентрации, необходимых для создания этой линии, она их просто не может удержать в себе, как бумажный пакет не удержит, например, чайник кипятку, если его туда вылить.

Так что да, чтоб не сойти с ума, давайте все-таки держаться за спасительную мысль об инопланетянах.



А как иначе? Если один человек, что само по себе невозможно, не только поставил все вопросы, которые на протяжении веков после него будет формулировать все долгое и многолюдное Возрождение - он на все них ответил. И это уже абсолютно невероятно.

Возможно, вам захотелось представить, как выглядел этот человек. Это сложно - XIV век, вы же понимаете!
Во Флоренции было найдено, атрибутировано и исследовано его захоронение. По результатам этих исследований получается, что он был очень маленького роста, почти карлик, и, вероятно, хромал.

Считается, что Джотто изобразил себя в группе праведников в сцене Страшного суда в капелле Скровеньи - в желтой шапочке, в первом ряду.



Все остальные его изображения созданы веками позже и отражают не столько его реальный вид, сколько представления о том, как мог бы выглядеть создатель этого невероятного наследия. Например, он изображен на странной, до сих пор не имеющей однозначной атрибуции картине из Лувра «Пять основателей флорентийского искусства».



Авторство ее приписывают то ли Мазаччо, то ли Учелло, но кто и когда бы ее ни написал, я согласна с таким образом Джотто. Да, наверное, он мог быть таким.



И, конечно, к черту хромоту и маленький рост, на самом-то деле он определенно был таким!



Могучим и прекрасным. Может быть, богом?.. Может быть, инопланетянином?.. Может быть. Но человеком - точно.

Все иллюстрации с благодарностью взяты мной из интернета, потому что в капелле категорически запрещено фотографировать.

Tags: Падуя, персоналии, путешествие
Subscribe

Posts from This Journal “персоналии” Tag

  • Гейнсборо в Пушкинском

    Мое маленькое разочарование от этой выставки связано только с тем, что не привезли некоторые вещи, с которыми мне очень хотелось повидаться. Тот…

  • Дюрер в Альбертине

    Я была в Вене в октябре, прошло почти три месяца, а я все еще мысленно живу в залах Альбертины, в мире Дюрера. А, может быть, точнее будет сказать,…

  • Коломан Мозер, художник Сецессиона

    Сорт модерна, произраставший в немецкоязычных землях, называется югендстиль. Выставка австрийского художника Коломана Мозера расширяет представление…

  • Вилла Штука, Мюнхен

    Эту виллу построил для себя по собственному проекту художник Франц фон Штук. Справочники относят ее к неоклассицизму, но, на самом деле, если здесь и…

  • Как транслировать эротизм одеждой?

    До сих пор думаете, что весна - это время мыть окна? К черту окна! Весна - это время начать новую прекрасную жизнь. Лучший способ это сделать -…

  • Пьеро делла Франческа в Эрмитаже

    Эта маленькая по объему выставка, только что закончившаяся в Эрмитаже, большое событие. В российских собраниях нет работ Пьеро делла Франческа.…

  • Пиросмани. Суперлуние в Альбертине

    Что такое суперлуние в астрономическом смысле, мы могли наблюдать прошедшей ночью. И это послужило для меня пинком рассказать, наконец, о выставке…

  • Размышление с Брейгелем

    Вот уже месяц прошел после встречи с Брейгелем, а она до сих пор занимает все мысли, до сих пор продолжается этот внутренний разговор. И что поражает…

  • Брейгель. Безумная Грета в безумном мире

    Вообще-то, если разговор о картине явно строится вокруг ее сюжета, символики или смысла, это не то чтобы очень хороший знак. Чем литературней…

promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments