Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Category:

Шуховская башня в Выксе. Вторая попытка

Я вам однажды уже рассказывала, что в Выксе достоверно существуют два объекта великого русского инженера Шухова. Недостоверно я слышала от местного населения рассказы еще об одном, вернее, его руинах, но подтверждения этим слухам у меня пока нет.



Тогда мне не удалось ни одного из них увидеть, но я обещала попробовать еще раз - попробовала, отчитываюсь. Башню увидеть можно. Не осмотреть - с этим сложно! Но хотя бы убедиться, что вот она, относительно жива-здорова, виднеется из-за забора действующего предприятия.

Чтобы осмотреть, необходимо на территорию действующего предприятия проникнуть. Все попытки это сделать были безуспешны. Сотрудники бюро пропусков не берут на себя ответственности выписать пропуск на территорию странным частным лицам, у которых из документов только паспорт. В ответ на лепет о желании осмотреть их башню, которая, якобы, является наследием какого-то, якобы, великого инженера, смотрят как на психов и отправляют к начальству. Вступить в контакт с начальством с проходной, посредством внутреннего номера, конечно же, вообще невозможно. Круг замыкается. Любуемся из-за забора.



Второй объект, представляющий собой цеховое перекрытие, не удалось увидеть даже так - в отличие от башни, он невысокий, снаружи его не видно. По словам местных жителей, он существует. Но производственное подразделение, на территории которого он находится, доживает последние дни, уже принято решение о его закрытии по причине полной нерентабельности. Что после закрытия будет с этой территорией и с шуховским цеховым перекрытием, никто не знает.

Нет по этому поводу никаких идей не только у населения, но и у сотрудников местного музея. Которые, в отличие от населения, конечно же, имеют представление и о Шухове, и о ценности его объектов, которых вообще в России сохранилось раз-два и обчелся. Но ощущения, что местная или тем более областная музейная общественность готова проявить по этому поводу хоть какую-то активность, нет. Не пассионарии они, прямо скажем, а полнейшие фаталисты. Построили у себя в музее нечто, символически обозначающее башню, и на этом успокоились. Цеховое перекрытие даже символически не представлено.



Это уже второе символическое обозначение присутствия в городе башни, которое я обнаружила. Первое, почему-то красного цвета, так и стоит на площади перед музеем, где я его видела еще зимой.



В этом есть что-то сюрреалистическое и что-то от карго-культа - воспроизводство и почитание объектов по их внешним признакам, без малейшего представления об истинном их назначении и истинной ценности.

В целом ситуация вызывает противоречивые чувства.
Любой материальный объект в этом мире со временем начинает разрушаться, ветшать и портиться, а то и заболевать, как живой организм. Реагировать на это можно тремя способами, которые, если продолжить аналогию с живым организмом, таковы.

Первый - никак не реагировать. Не лечить. Просто ничего не предпринимать, не вмешиваться в естественный ход событий. Наблюдать, как идет процесс разрушения. В нашей реальности именно этот способ наиболее распространен. И, я вам доложу, он не так плох, как может на первый взгляд показаться! Во всяком случае, по сравнению со вторым.

Второй - убить живое существо и сделать из него чучелко. В самом прямом, таксидермическом смысле. Придать красивую позу, набить опилками и монтажной пеной, вставить стеклянные глазки... На какое-то, достаточно долгое время, это гарантирует от изменений. Есть, конечно, маленький такой нюансик, что при этом способе требуется само-то живое существо (или памятник) сначала убить. И дальше сохранять и оберегать мы будем уже именно чучелко, которое, как вы понимаете, с первоначальным живым существом имеет очень мало общего.
К сожалению, в новейшее время именно такая таксидермия, для начала неизбежно убивающая объект, у нас называется реставрацией и применяется в тех случаях, когда события не развиваются по первому сценарию.

Третий - реставрация. Не таксидермия, а именно реставрация. Являющаяся аналогом не изготовления чучелка из мертвой тушки, а лечения. Помощь ослабшему и разрушающемуся организму, поддержание в нем жизни. Этот способ настолько же отличается от второго, насколько таксидермист отличается от врача. Это требует высочайшей квалификации, образования, специальных и специфических знаний и навыков, законодательной базы, политической воли к ее исполнению, доброй воли и твердого общественного мнения о том, что сохранение культурного наследия есть жизненная необходимость, и еще кучи всего. А главное, этот способ требует немалых денег. Причем постоянно, поскольку реставрация и поддержание памятника в удовлетворительном состоянии, это не событие, а процесс. Ну и, как говорится, во-первых, кончились патроны. Дело даже не в том, что у нас нет всего вышеперечисленного. Прежде всего, никто у нас сегодня не направит на это постоянный поток денег.

Соответственно, судьба двух шуховских объектов в Выксе, которая пока что складывается по самому распространенному у нас первому сценарию, далеко не самая плохая! Пока их просто никто не трогает, они самостоятельно противостоят времени, и у них это неплохо получается - спасибо Шухову, на то он был и гениальный инженер. Таким макаром они просуществуют еще очень долго. И даже хорошо, что за проходной - по крайней мере, там их не разберут, не распилят и не сдадут в металлолом. Да и реставраторам-таксидермистам, вдруг да они появятся, все-таки не такое раздолье глумиться над объектом на территории действующего предприятия, чем если он стоит, одинокий и беззащитный, практически в чистом поле.

И мне, конечно, важнее знать, что они существуют и пока что в безопасности, чем иметь возможность с ними познакомиться! Но, честно говоря, познакомиться все-таки ужасно хочется.

Tags: Выкса, выставка/музей, путешествие
Subscribe

Posts from This Journal “путешествие” Tag

  • Цистерна Базилика в Стамбуле

    Слово цистерна вообще-то означает не какую-то очень большую бочку, в каком значении мы привыкли употреблять его сегодня, а водохранилище. В…

  • Мечеть Сулеймание в Стамбуле

    Когда мир сузился до собственных четырех стен, когда ловишь себя на том, что мечтаешь когда-нибудь совершить головокружительно дальнюю поездку на…

  • Айя-София моего сердца

    С начала января - вот сколько времени я, побывав в Стамбуле, каждый день очень хочу вам о ней рассказать. Что же мне так долго мешало это сделать?…

  • Дюрер в Альбертине

    Я была в Вене в октябре, прошло почти три месяца, а я все еще мысленно живу в залах Альбертины, в мире Дюрера. А, может быть, точнее будет сказать,…

  • Боже, благослови деревянные спицы!

    В норме я ни деревянными, ни пластиковыми спицами, конечно, не работаю - это для меня что-то вроде одноразового пластикового ножа. Только…

  • Египетский музей, Мюнхен

    Наши дни звездным часом египетского искусства никак не назовешь. На выставку египетских древностей, случись такая, вряд ли люди выстроятся в…

  • Вилла Штука, Мюнхен

    Эту виллу построил для себя по собственному проекту художник Франц фон Штук. Справочники относят ее к неоклассицизму, но, на самом деле, если здесь и…

  • Музей игрушек в Мюнхене

    Для начала я хочу сразу отмести предположения, что это место специфически детское, вроде Диснейленда, что взрослым нечего там делать, если только они…

  • Размышление с Брейгелем

    Вот уже месяц прошел после встречи с Брейгелем, а она до сих пор занимает все мысли, до сих пор продолжается этот внутренний разговор. И что поражает…

promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments