Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Categories:

Звенигород. Успенский собор на Городке. 2015 год

Для каждого, кому случилось прослушать хоть самый поверхностный курс по древнерусской архитектуре или древнерусскому искусству, слова Успенье на Городке в Звенигороде звучат, как пароль.



На который мгновенной скороговоркой всплывает в памяти отклик - памятник раннемосковского зодчества -- конец XIV - начало XV -- белокаменный -- одноглавый -- четырехстолпный -- позакомарное завершение -- Андрей Рублев -- Даниил Черный. Ни одно из этих слов не проходное и не случайное, за каждым из них стоит многое, о чем написаны главы в учебниках по истории искусства, да и просто истории.



Нынешним летом мне случилось, после стольких лет заочного знакомства по книгам и лекциям, свидеться с Успеньем на Городке воочию. Эта встреча оставила в душе довольное сложное, чтоб не сказать, тяжелое чувство. И я не торопилась о ней рассказывать, потому что ждала, пока эти внутренние противоречия как-то сгладятся, чтобы выдержать нейтральную повествовательную интонацию.

Недавно мне стала постоянно попадаться на глаза ужасно мимимишная история, связанная с реставрацией собора, опубликованная во множестве сетевых источников. И внутренняя противоречивость моих ощущений по этому поводу, которая и без того никак не желала сглаживаться, от этого только обострилась.



Так что, видимо, я все-таки поделюсь своими впечатлениями как есть. Мне это кажется слишком важным, слишком дорогим и слишком драматичным, чтобы оставаться только в мимимишном ключе.

Тревожная музыка начала звучать задолго до нынешних времен нео-дикости. Чудовищная по своей неуместности звонница была построена в начале XIX века.



Создатели храма, московские зодчие рубежа XIV-XV вв, гениально вписывая в пространство его гениально чистых пропорций объем, не считали, что рядом с ним должна быть звонница или еще что бы то ни было. Если бы они видели в этом необходимость, они бы ее построили, не сомневайтесь. А князь Юрий Звенигородский, заказчик строительства, не сомневайтесь, это бы профинансировал. Только вот создатели храма не видели в этом никакой необходимости. Более того, их мысль, которая вполне определенно читается и сейчас, была прямо противоположной - чистый лаконичный объем, возникающий на самой высокой точке рельефа местности.



Таково было их виденье мира, таков был их способ славить господа, такова была их обращенная ввысь молитва - постоянная, в камне. Но у РПЦ в начале XIX века картина мира была уже совершенно иной. Такой, в которой ничто не мешает ради своих, так сказать, производственных надобностей, недрогнувшей рукой исказить то прекрасное, что досталось им в наследство.

Я затрудняюсь назвать более нелепое и несуразное сооружение, чем венчающий звонницу круглый деревянный скворечник. Не знаю, входил ли он в замысел звонницы изначально. Или был нахлобучен на нее позже, что мне кажется вполне вероятным. Но, поверьте, степень его несуразности поистине изумительна. Поначалу просто невозможно поверить своим глазам. Думаешь, что это не может быть всерьез, что это, наверное, какое-то временное техническое сооружение, реставрационная бытовка, например. И даже усмехаешься про себя, дескать, ну умудрились же гастарбайтеры...



А потом понимаешь, как верна старая истина, что все познается в сравнении. Что может быть и большее зло, чем эта водруженная в беспардонной близости к храму звонница во всей ее бесцеремонности. Потому что долго ли, коротко ли, но какое-то время спустя РПЦ поняла, что раз уж звонница поставлена так близко, то сам бог велел, простите меня за грустный каламбур, ее непосредственно с храмом соединить, физически. Что и было, опять-таки, недрогнувшей рукой сделано посредством вот этого очаровательного... эээ... тамбура.



Это ведь не беда, что он не просто нарушает авторский замысел визуально, а прямо непосредственно, физически внедряется в тело храма! Который уже по одному факту своего возраста (рубеж XIV-XV вв, я напомню), вроде бы заслуживает хотя бы телесной неприкосновенности.



И не беда, что сначала за звонницей, а потом уж, внутри тамбура, окончательно скрылся из виду, был вырван из контекста головокружительной красоты московский т.н. телескопический портал!



Зато в этом тамбуре хорошо размещаются прилавки для торговли иконками, свечками и прочим культовым стаффом. Ну и портал... его ж не взорвали, спасибо за это нечеловеческое, не заложили, не закрасили... мало ли, что его снаружи теперь не видно, на что вообще-то был расчет авторов. Радуйтесь тому, что есть. Могли бы и вообще замуровать - хозяева.



Вообще об уважении к объекту такого возраста, которое как минимум должно бы выражаться в сохранении его телесной неприкосновенности, у этих хозяев говорить не приходится. Ну, начнем с того, что храм они снаружи побелили. Я понимаю, что в глазах людей бесхитростных, не омраченных излишними знаниями, от которых, как известно, только многая печали, чистенькая свежепобеленная стена лучше неоднородной, покрытой следами всех времен каменной.



Особенно если эти люди даже не подозревают о смыслах, стоящих за понятием белокаменное строительство. Поэтому у них и вопросов не возникает, почему бы это вдруг оно возникло... зачем бы вдруг стали строить из белого камня... Ведь белокаменное сооружение в разы дороже в строительстве и на порядок проблемней в эксплуатации, чем отработанное до идеала плинфяное! Так раз, несмотря на все эти обстоятельства, они строили все-таки из белого камня, может быть, это было принципиально?.. Нет, не возникает никаких вопросов и колебаний. Стена? Побелим, какие проблемы! В Питере вон уже и мраморные колонны Казанского собора, говорят, красят - сама не видела, но в интернете читала. И, вы знаете, верю.



Но и это еще не последний пункт на сравнительной линейке хозяйских вмешательств, худших с еще более худшими. Закомарное завершение стен с позакомарным покрытием кровли, этот характерный, чудный и нежный мотив владимиро-суздальских, а затем и московских храмов... Вы не поверите! Я и сама себе не верю, хоть и видела своими глазами. Все это можно просто снести. Понимаете, тупо и просто срубить все, что мешает подвести здание под обычную прямую четырехскатную крышу. Как в коровнике.



Чтобы было понятно, позакомарное завершение на самом деле должно выглядеть вот так, как, например, на Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря там же, в Звенигороде.



После всего этого такие мелочи, как прекрасная евро-дверь, бестрепетно встромленная в тот самый московский телескопический портал, глядя на который, вообще-то, и дышать забываешь от красоты, уже почти не вызывают предынфарктного состояния. Нуачо, хорошая же дверь! Самая дорогая, небось, на ближайшем стройрынке. Такую, поди, сам глава местной администрации не побрезгует поставить на свой кабинет.



В общем, пока осматриваешь храм снаружи, понемногу теряешь чувствительность. И это хорошо. Потому что внутрь с излишней чувствительностью заходить уж точно не стоит. Внутри там, как мы помним из всех курсов древнерусского искусства, сохранились фрески, приписываемые Андрею Рублеву и Даниилу Черному.



Утверждать их авторство с однозначной стопроцентной гарантией нельзя. Хотя вероятность очень велика. То, что Рублев и Черный работали над этим храмом, абсолютно точно. Даже если вы далеки от искусства, наверняка вам знакома вот эта икона.



Это Спас из т.н. Звенигородского чина. Кроме него, из поясного деисусного чина, написанного именно для Успенья на Городке, до нас дошли еще две иконы - Архангел Михаил и Апостол Павел. Весь чин, и, в особенности, образ Спаса, достигающий самых вершин мировой живописи, практически с окончательной вероятностью принадлежат кисти Рублева.



Фрески же как рублевские атрибутировались, например, Грабарем, не только исходя из того факта, что Рублев точно работал на этом храме. Но, главным образом, из их высочайшего живописного и пластического уровня.



Сейчас мы можем, в основном, лишь полагаться на его - для меня абсолютно авторитетное - мнение. Потому что судить о живописных качествах фресок мы, честно говоря, уже не имеем возможности.

Видите ли, так уж вышло, что фрески - очень нежная, очень чувствительная к внешним воздействиям штука. Не просто так хранители фресок Джотто в капелле Скровеньи устроили там чуть ли не космический объект для их сохранности!



Но, понимаете, у них там другие задачи - сохранить фрески, например. Ну, знаменитая европейская бездуховность. А у нас тут - духовность! И мы никакому Рублеву и никаким фрескам не позволим ей помешать. Если для духовности необходимо, чтобы прямо непосредственно перед ничем незащищенными фресками коптили пучки свечей - будут коптить!



Правда, от них в таком режиме довольно быстро мало что останется. По тем, которые можно увидеть сейчас, о живописных достоинствах судить точно невозможно, об этом у Грабаря будем читать. Можно только констатировать факт их наличия.



По книжкам предполагается, что фресок должно быть гораздо больше. Возможно, они там и есть - трудно сказать, потому что места, где они расположены, надежно зашиты фанерой. Что за этой фанерой... в каком они состоянии... живы ли... "отреставрированы" ли во исполнение хозяйской воли акрилом со стройрынка рукой гастарбайтера... бог весть.



Чего не видела, о том не хочу даже думать. И вам своих домыслов не предлагаю, показываю только объективные факты, зафиксированные камерой моего мобильника. Как бы то ни было, вот почему на сегодняшний день мне кажется наименьшим злом для любого памятника его естественное разрушение от времени, без какого-либо участия человека. Время все-таки разрушает гораздо медленней. А главное - в отличие от человека - оно всего лишь разрушает, но не искажает, не насилует, не лишает достоинства.



Простите, что мой рассказ не брызжет позитивом. Я, кстати, вообще не верю в позитив - я верю своим глазам. Другое дело, что рассказываю я не обо всем, что вижу, стараюсь все-таки о позитивном... но иногда не могу не рассказать и о важном. Даже если все плохо.



Дорогое мое Успенье на Городке! Прости нас, тех, кто все это с тобой сделал и делает. И тех, кто не знает, как этому помешать. И как-то держись, все равно держись. Для меня это очень важно. Ты видало разные тяжелые времена, переживи и это, пожалуйста.

Tags: Звенигород, путешествие
Subscribe
promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments