Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Categories:

Симон Ушаков в Третьяковке

Вот ведь как бывает - иногда настроишь планов и все, кажется, учтешь и организуешь, а в результате все равно половину не успеешь, а другую половину сделаешь не так, как хотелось. А иногда вроде бы ни на что особо не замахиваешься, просто живешь по течению, а жизнь вдруг сама как-то уплотняется и упорядочивается, что оглянешься и самой страшно станет - это ж сколько я всего успела!



Вот такой у меня и выдался конец года. А потом эта плотность жизни перетекла и на праздники - пока все порядочные люди лежат на диванах и кушают, у меня прям какой-то биатлон - добежала - выстрелила - дальше побежала - опять выстрелила. ))



И даже вот, до выставки Симона Ушакова в Третьяковке успела добежать в последнюю минуту. Вы, если быстро-быстро побежите, тоже еще можете успеть - она до 10 января. Только не становитесь в эту пугающую очередь, вам не туда, это очередь в основное здание. А Ушаков в Инженерном корпусе, туда никого.



Что вам сказать о выставке? Хотя вообще-то это совсем не моя чашка чаю, но мне было важно на нее посмотреть.

У меня, конечно, и до сих пор было представление об Ушакове, об иконописной школе Оружейной палаты и вообще иконе этого периода. Но представление это, в основном, было книжным, по репродукциям. Теперь я все увидела своими глазами, окончательно подтвердила какие-то свои уверенные предположения и получила ответы на некоторые вопросы.



Вопросы, главным образом, были не из области веры. Что, кстати, само по себе симптоматично.



Почему так резко поменялся стиль письма по сравнению с предыдущим периодом иконописи, который можно условно назвать Рублевским?..



Почему эти изменения коснулись каких-то одних отдельных пунктов канона, но совсем не затронули других?..

Почему поменялся набор любимых сюжетов?.. И, если в Рублевские времена главными были наиболее общие, мировоззренческие и философские сюжеты, вроде Троицы и Преображения, то в Ушаковском XVII веке внимание сосредоточилось на узких, иногда персональных образах, вроде Алексея человека Божия.



Почему Троица, если и пишется формально по Рублевскому канону, на самом деле наполнена совершенно другим, бесконечно далеким от Рублевского содержанием и смыслом?..



Что было для мастера XVII века настолько важно в образе Спаса нерукотворного, что он возвращался и возвращался к нему бессчетное количество раз?..



Был ли этот образ важен для него персонально, как для человека своей эпохи, или это было в большей степени государственным заказом той эпохи?.. Не будем забывать, что иконописец Оружейной палаты - это ведь не вольный художник, а государев человек со всеми вытекающими обстоятельствами.



Какие пути привели культуру из той точки, которая породила изначальную, византийскую Владимирскую, к Владимирской Ушакова?..



Каково в этой точке соотношение веры... религии... государственной централизации... и множества других важных обстоятельств, объясняющих, в том числе, и почему предположительно Ушаковская Донская вот такая?..



В каком соотношении мы находимся с европейским культурным процессом?.. Что определило это соотношение, почему оно именно таково?..



И даже каковы его дальнейшие перспективы?..



На часть этих вопросов выставка дала мне ответы. Часть - помогла сформулировать, что тоже немало.



И, пожалуйста, если вы успеете добежать до Лаврушинского - не пытайтесь там фотографировать! Это контрабанда. Могут побить.

Tags: выставка/музей
Subscribe
promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments