Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Categories:

Русское платье Калинка-party. Источники 2

История и судьба русского костюма неотделима от русской истории в целом. Все катаклизмы, катастрофы и переломы нашей истории сказались на нем в полной мере.




Первый серьезный катаклизм, нарушивший естественное эволюционирование русского костюма, произошел с тяжелой руки Петра I. Как известно, его решимость европеизировать Россию распространялась и на бытовой уклад его подданных. В частности, в приказном порядке и под страхом вполне реальных суровых наказаний и репрессий русский костюм был категорически запрещен, как и бороды, традиция белить и румянить лицо и т.п.

Тем самым русский костюм был абсолютно исключен из официального оборота. Для нас с вами важно, что тем самым он абсолютно перестал фиксироваться. Ведь из каких источников в принципе возможно получить объективную информацию о том, что представлял собой костюм какой-то эпохи? Их совсем немного. Это сами сохранившиеся подлинные объекты, их описания в письменных источниках того времени и изображения.

Подлинных сохранившихся костюмов крайне мало по понятным причинам – текстиль – штука нестойкая, очень требовательная к условиям хранения. Шансов, что она переживет века, исчезающее мало, тем более что речь идет о предмете бытового обихода, о чем-то таком, что современникам и не придет в голову воспринимать как объект, заслуживающий бережного сохранения. А и те крохи, которые дошли до нашего времени, знакомы горстке специалистов, но не имеют возможности стать частью общественного сознания. У нас нет централизованного музея истории костюма, эта тема никаким образом не популяризируется, не визуализируется и до населения не доходит.
Изучать письменные источники, выискивая в них описания костюмов, естественно, тоже обычный человек не станет, у него на это нет ни времени, ни квалификации, ни возможности, ни потребности.
Вот картину в музее обычный человек увидит. Еще большее количество обычных людей увидит не саму картину, а ее репродукцию… воспроизведение ее на конфетной коробке… на открытке… в альбоме… в журнале… Именно так и складывается визуальный образ эпохи и, в частности, костюма этой эпохи.

Вот примеры светских изображений допетровского времени, т.н. парсун



Очень информативно в части костюма, правда?




А вот очень близкий по времени портрет одного из сподвижников Петра, графа Чернышева Григория Петровича

Сам стиль изображения еще очень близок к парсуне, но, не скажи нам, что портретируемого зовут Григорий Петрович, мы бы и не усомнились, что это какой-нибудь знатный голландец.

Возвращением в придворный обиход и в государственный протокол «русского» костюма мы обязаны, как это ни парадоксально, даме по имени София Августа Фредерика фон Анхальт-Цербст-Домбург, в жилах которой не было ни одной капли русской крови, и которая более известна нам как Екатерина II.


Видимо, у этой дамы был не только государственный ум, а еще и, если так можно выразиться, государственная интуиция… но, как бы то ни было, она предприняла множество успешных усилий по формированию национальной идентичности. И такой элемент национальной идентичности, как национальный костюм, не был оставлен ею без внимания.

С него не просто было снято табу. Он был полностью восстановлен в правах и даже в некоторых ситуациях стал почти протокольным. До нас дошло множество изображений самой Екатерины в «русском платье».
И этот момент является принципиально важным для нас, рассматривающих русский костюм как явление. Это был следующий радикальный перелом в истории русского костюма! Потому что именно с этого момента в его существование раз и навсегда неотъемлемым фактом вошла стилизация.


Посмотрите внимательно, и вы увидите – «русский костюм» на Екатерине – это, безусловно, не русский костюм как таковой. Это стилизация, имитация и адаптация неких его элементов к европейскому платью этой эпохи.

В дальнейшем позиции русского костюма в государственном официозе продолжали укрепляться, одновременно все более оформлялся и легитимизировался его откровенно стилизованный, если хотите, театрализованный вариант.

К концу царствования династии Романовых «русское платье» было уже закреплено протоколом как обязательное в некоторых официальных случаях.
В частности, на парадных портретах мы можем видеть императриц Марию Федоровну



и Александру Федоровну «в русском платье»



Снятие петровского табу распространилось и на собственно крестьянский костюм.




А тут еще и эпоха романтизма подоспела, появилось множество изображений крестьян.




Всякий, кто имеет хоть малейшее представление о крестьянском быте даже в наше время, не говоря уж о прошлых веках, может оценить степень идеализации этих изображений.


В сущности, это не крестьяне даже, а какие-то умозрительные лакированные пейзане…




Что само по себе вполне закономерно, ибо романтизм, господствовавший стиль того времени, нюхать навоз не предполагал никаким образом, а только исключительно цветы.




Рассматривая костюмы этих идеальных поселян, мы ни в коем случае не должны забывать делать поправку на степень их условности и идеализации. Не стоит переоценивать достоверность этой информации. Но еще большей ошибкой было бы ее недооценивать! Художники того времени, романтизируя и идеализируя, имели абсолютно четкое представление о том, ЧТО именно они идеализируют. Первоисточник - реальный русский костюм - непосредственно был у них перед глазами в своей реальной, не имитированной практике. Не говоря уж о том, что многие из этих художников сами происходили из крепостных, как, например, хрестоматийные Тропинин...



... и Аргунов, ...



... а также многие авторы, чьи имена сейчас мало кому известны. Так что их знание о том, что представляет собой национальный костюм, было абсолютно органичным. Их работы были, безусловно, идеализацией, но не перевиранием или, тем более, сочинением нелепой отсебятины.

Как говорится в русских сказках, долго ли, коротко ли, но время шло к серебряному веку... И интерес к русскому костюму нарастал, а, соответственно, нарастало и его присутствие в художественном творчестве и общественном сознании.

Что тоже вполне закономерно, поскольку приближалось и затем и наступило время стиля модерн, для которого характерно пристальное внимание к прошлому, а стилизация прошлого является одним из главных его признаков, можно сказать, его сутью.

Этот период мы и рассмотрим в следующей главе.

*Все фото взяты из открытых источников в интернете. Выяснить и указать их авторов невозможно, но в случае, если автор отыщется и пожелает быть названным, это немедленно и с благодарностью будет сделано.
Tags: *Калинка-party, моя работа, продается, традиционный костюм, этника
Subscribe
promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments