Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Categories:

Шелк

Шелк - это белковое волокно, которое вырабатывает насекомое шелкопряд, чтобы построить себе кокон. Оно очень тонкое, прочное и длинное, может иметь непрерывную длину до 1,5 км в одном коконе. Вот так выглядят шелковые волокна, неспряденные и неокрашенные.



Родиной шелка является Китай... так должна начинаться книга о шелке. И это должна быть очень толстая книга, потому что история шелка насчитывает тысячелетия, а география постепенно распространяется чуть ли не на весь земной шар. Главы этой книги должны быть написаны в разных жанрах - местами это должен быть детектив, местами настоящий кровавый триллер, а местами роман-путешествие по Великому шелковому пути.

И, конечно, в рамках своего скромного ознакомительного обзора я даже тезисно, даже пунктирно не обозначу хотя бы основные моменты этой захватывающей истории. Да и не буду на это замахиваться. Давайте постараемся ограничиться узкими сугубо практическими рамками и проговорим те моменты, которые нам важно понимать применительно к пряже.

Основным источником шелка на мировом рынке и сегодня является Китай. За ним следуют Индия, некоторые страны Юго-Восточной Азии, например, Вьетнам, и, говорят, какое-то количество шелка производится в Бразилии. Для чего это полезно знать? Например, для того, чтобы во всеоружии встречать обрушивающуюся на нас маркетнгово-рекламную волну. Т.е. понимать, что, когда мы за бешеные деньги покупаем итальянскую, французскую и еще какую-то пафосную шелковую пряжу, то очень большую часть этих денег мы платим именно за слово "итальянская" или "французская" и весь прилагающийся к этому слову гламур и престиж. А собственно шелк в составе этой пряжи, какой бы европейской она ни была, по-прежнему будет все тем же китайским, индийским и далее по списку.

Кокон шелкопряда построен из двух белковых составляющих - собственно волокна и клеящей субстанции, которой оно скреплено. Соответственно, первой технологической задачей в цепочке создания шелковой нити является разделение этих субстанций, расклеивание кокона, чтобы его можно было размотать. Способы, которыми это делается, могут варьироваться, но так или иначе это делается посредством высокой температуры и воды/пара. Т.е., проще говоря, для разматывания коконы так или иначе варят. Что нам дает это знание? Оно нас раз и навсегда успокаивает по поводу температуры - сам по себе шелк не боится ни очень горячей воды, ни утюга, ни даже кипячения, хоть я и не вижу причин, зачем бы нам было нужно шелковое изделие кипятить. Но, как бы то ни было, его варили в самом начале превращения в нить. Так что никакими нашими ВТО его точно не напугаешь.

Но это не значит, что любой шелк нужно и можно то и дело швырять в кипяток! Во-первых, ничего не нужно стирать в более горячей воде, чем это действительно необходимо. И шелк, при всей его стойкости, если подвергать его частым и длительным воздействиям высокой температуры, конечно, станет более хрупким. Так что, повторяю, делать этого не нужно. Но и бояться подвергнуть его разумной стирке тоже нет никаких причин.

А, во-вторых, сам-то шелк от стирки не пострадает, но этого нельзя сказать о его окраске. Вот тут нужно быть внимательными. Если пряжа произведена регулярным фабричным способом, т.е. это тот самый "европейский" шелк, то, скорей всего, ее окраска будет прочной. А если это, например, индийский шелк непосредственно из Индии, т.е. там же и превращен в нить и покрашен с неизвестной нам степенью кустарности, то с покраской могут быть сюрпризы. Но может их и не быть, это не обязательно! Сюрприз - это ведь как раз и есть то, что непредсказуемо. Просто нужно иметь это в виду. Для верности протестировать на линьку образец, чтобы точно знать, чего от него ожидать.

Гораздо больший вред, чем температура, шелку наносит длительное воздействие света. Впрочем, это относится к любому текстилю, независимо от его состава - неслучайно, если вы обращали внимание, текстильные вещи в музеях всегда экспонируются практически в полумраке - это делается не из ненависти к посетителю, а в целях их сохранности. Но для шелка свет особенно критичен. Это не означает, что вещи из шелка можно носить только ночью! Даже в самый солнечный день вы ведь никогда не стоите под прямыми лучами неподвижно часами. Главным образом, это относится к хранению пряжи, тканей и готовых вещей - не стоит хранить их открытым образом, чтобы на них попадал свет. Пусть они лежат в закрытом шкафу.

Малбери... тусса... эри... буретт... дикий шелк... - вариации этих терминов часто сопровождают описания шелковых пряж, мало что нам объясняя, скорей, наоборот, напуская туману. Который дополнительно сгущается от того, что часто никаких этих дополнительных уточнений и вовсе нет, в составе указывается просто процент шелка.

Давайте не будем вдаваться в эти терминологические дебри, а просто разберемся, какие могут быть разновидности шелка в принципе, и от чего это зависит.

Во-первых, как я понимаю, существует несколько пород шелкопряда, районированных для разных местностей, которые, соответственно, производят каждая свой вид шелка.

Во-вторых, культурный, т.е. разводимый человеком шелкопряд обычно сидит на монодиете, т.е. питается каким-то одним определенным растением. Это определяет свойства производимого им шелкового волокна - например, волокна тутового шелка более тонкие, белые и блестящие, а дубовый шелк относительно более толстый и имеет золотисто-бежево-песочный естественный оттенок. Говорят, дикий шелк - это продукт дикого, некультурного шелкопряда, который якобы бегает где-то там по джунглям сам по себе, без присмотра, жрет все, что не приколочено, и, соответственно, волокно свое производит из чего попало. Может, оно и так... хоть мне и сложно представить, чтобы такой дикий шелк доходил до нас в товарных количествах... но, как бы то ни было, качества шелка определенно зависят от диеты шелкопряда.
Это были, так сказать, биологические причины существования разных сортов шелка.

Не менее важны и причины технологические.
Во-первых, кокон состоит из огромного множества слоев волокон, намотанных поверх друг друга. Качество волокна в этих слоях различно. Самое ровное и регулярное волокно - во внутренних слоях. Внешние слои, образующие наружную и внутреннюю поверхности кокона, образованы волокнами менее однородными и гладкими, с неровностями и утолщениями. Соответственно, даже один кокон может служить источником шелков разного типа. Например, верхний слой могут даже не разматывать, а как бы счесывать с кокона, а потом прясть по принципу шерсти.

Во-вторых, шелк может быть добыт из цельного кокона, с гусеницей внутри - тогда это будет единое цельное волокно. А может это быть кокон, из которого уже вылетела бабочка, т.е. цельность которого нарушена, соответственно, это будет множество отрезков волокна.

Зная эти технологические подробности, мы понимаем, почему шелковая нить или ткань из нее может выглядеть так по-разному - быть ровной, с зеркальным глянцевым блеском; или матовой, без намека на блеск, с мохристой поверхностью и неоднородными вкраплениями. Общее правило таково, что ровные и глянцевые сорта шелка стоят дороже, а матовые и неоднородные дешевле.

Я не люблю глянцевые поверхности ни в ткани, ни в пряже. Поэтому мне ближе более дешевые сорта шелка, предпочтительно неокрашенные. Например, как этот буретт.



Из него связаны платья Дзэн и Дорическое, о которых я уже очень подробно рассказывала.

Я очень люблю работать и с чистым шелком, и со смесовыми составами, в которых он присутствует. В моих закромах достаточное количество запасов и того, и другого, и у меня на них очень большие планы.

Tags: |шелк, материаловедение, пишу книгу, пряжа
Subscribe
promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments