Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Category:

Русское платье Калинка-party. Источники 3

В любой стране и во все времена законодателем мод является элита. В России это был двор.





Характерный пример – знаковое для темы нашего разговора событие – костюмированный придворный бал «на русскую тему», состоявшийся в 1903 г. Фото его именитых участников в русских костюмах были широко растиражированы и, несомненно, оказали заметное влияние как на умонастроения в отношении русского костюма, так и на представления о нем.




Вот так на этом балу выглядела императорская чета



Это – великая княгиня Ксения Георгиевна – «крестьянка города Торжка»



Великая княгиня Ксения Александровна – «боярыня»



Герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий – «стрелец»



Князь Феликс Феликсович Юсупов – «боярин»



На этих примерах очень хорошо можно видеть, что все костюмы – это именно роскошная стилизация. Бережная, грамотная, умелая, умная, но уже имитация. Особенно показательны в этом отношении мужские костюмы. Обратите внимание на крой проймы и головки рукава у мужчин, посадку этого узла – очевидно, что это актуальный для того момента общеевропейский крой, которого, конечно, не могло быть в аутентичном стрелецком кафтане.

Вот, для сравнения, картинка из модного журнала 1902 года

Присмотритесь - узнаете? Конечно, вот он, актуальный модный крой того времени, именно такая пройма и такая головка рукава, именно такая посадка и такой силуэт.

А вот как тот же самый предмет одежды изобразил художник Рябушкин

Разумеется, это не технический рисунок из Бурды, подробностей кроя по нему не вычислишь. Но то, что этот крой принципиально отличен, и он обуславливает принципиально другую посадку и силуэт, совершенно очевидно. Не возьмусь утверждать, что Рябушкин непременно был лично знаком с допетровским кафтаном... хотя с большой долей вероятности могу предположить, что таки да, был. Но что его приоритетом был интерес именно к аутентичному, а не к гримированию под русское актуального общеевропейского, можно говорить определенно.

Дальнейшее развитие событий однозначно свидетельствует, что победил и полностью возобладал в итоге именно подход имитаторский.
Когда нам нужно изобразить что-то "русское", мы это делаем с помощью каких-то декоративных элементов, которые идентифицируются как "народные" или "русские". С помощью этих элементов мы просто как бы гримируем под "русскую" обычную конструктивно современную одежду. А оригинальная традиционная конструкция, базировавшаяся на совершенно оригинальном принципе кроя, при таком подходе полностью остается за кадром, мы ее даже по касательной не задействуем.

Вот очень показательная картинка все про тот же кафтан

А вот сопровождающий эту картинку текст:
"Обычный кафтан — длинная неприталенная одежда. Этот кафтан застегивался встык и имел на груди шесть—восемь петлиц. Внизу по бокам кафтана также были разрезы с петлицами. Кафтан имел длинные рукава. С XVII века к нему прибавляется высокий стоячий, богато украшенный воротник — козырь (рис. 66)."

Обратите внимание, все описание посвящено исключительно внешнему декоративному оформлению. Упоминание о длинном неприталенном силуэте и длинных рукавах не содержит даже намека на то, каким конкретно кроем они обеспечены - а мы с вами понимаем, что это можно сделать миллионом разных способов, вплоть до того, что найти соответствующую этим критериям выкройку в Бурде, и ее даже не придется адаптировать. Но ведь очевидно, что кафтан допетровского времени ну по-любому как-то иначе должен был быть скроен, ну не было тогда "бурдовских" выкроек! А пофиг. Автора вообще не интересует, как он там был скроен на самом деле, ему важно, чтобы силуэт был неприталенный и рукава длинные, другими словами, не понять, как это было устроено, а создать некую иллюзию.

Очень показательна в этом смысле и иллюстрация - обратите внимание, там вообще в принципе отсутствует даже намек на линию проймы. Как будто эта вещь такая... цельновыросшая, единая, как дерево... рукава как бы как ветки просто естественным образом отрастают в какой-то момент от тела, но как бы не являются отдельным конструктивным элементом вообще... Т.е. иллюстратора ни в малейшей степени не интересует, как там приделаны-то эти рукава, поэтому он ничего об этом не знает и не видит причины об этом думать. Либо он ничего об этом не знает, поэтому не видит причины этим интересоваться. Короче, не морочьте голову, возьмите выкройку трапециевидного пальто из Бурды, приделайте шесть-восемь петлиц для застежки и характерный воротник (кстати, тоже конструктивно весьма, должно быть, непростой на самом деле) - и будет вам русский допетровский кафтан!

А знаете, что за источник я цитирую? Это само по себе весьма показательно. Это Е.В. Киреева "История костюма" Учебное пособие для средних театральных учебных заведений. М. "Просвещение", 1976. Попробуйте найти какие-нибудь хотя бы в такой же степени систематизированные и детализированные источники по теме, не ориентированные театрально-сценически - не тут-то было... Ну вот так вот это исторически сложилось, что после петровского перелома мы стали смотреть на русский костюм сквозь призму актуального общеевропейского, т.е. имитаторски.

Что само по себе, наверное, естественно - просто и в этом смысле в очередной раз не получилось второй раз войти в ту же реку... Но, если говорить о рубеже веков, до которого мы добрались в своем обзоре, тогда имитаторский подход отличали от нынешнего два крайне существенных обстоятельства.
Во-первых, тогда еще продолжалось органическое существование и естественное эволюционирование народного русского костюма, которое не было перерублено тяжелым петровским топором. Во-вторых, русский костюм - стилизованный ли, это неважно в данном случае - в то время занимал существенное и, можно сказать, почетное место не только в официозе, но и в приватной жизни всего населения, в т.ч. и абсолютно европеизированной верхушки общества, был естественной частью картины тогдашнего мира.

Рассмотрим это подробней в следующей главе.

*Все фото взяты из открытых источников в интернете. Выяснить и указать их авторов невозможно, но в случае, если автор отыщется и пожелает быть названным, это немедленно и с благодарностью будет сделано.
Tags: *Калинка-party, моя работа, продается, традиционный костюм, этника
Subscribe
promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
Comments for this post were disabled by the author