Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Category:

Русское платье Калинка-party. Источники 6




Всякий раз, когда решение задачи предполагает стилизацию, мы не найдем подсказки лучше и пути короче, чем выдвинуть из своей мысленной картотеки ящичек под названием "Модерн".

В богатейшем наследии русского модерна творчество художника Билибина сверкает особым драгоценным камушком.



На фоне всеобщего увлечения русской темой он выделяется своей совершенной, безупречной стилизацией. И дает нам прекрасный материал, чтобы подробно рассмотреть, что собой представляет стилизация и чем отличается от чьих-то измышлений на какую-то тему и прочей отсебятины.



Залог успеха любой стилизации - глубокое знание первоисточника и хороший вкус. Да, вот так все просто. И вот так редко.
Билибинские иллюстрации к русским былинам и сказкам можно рассматривать бесконечно. Тончайше проработанные костюмы их персонажей - неиссякаемый источник материала.



Его работы полны такой волшебной тихой жизни и пленительного подробного изящества, что им веришь безоговорочно и с первого взгляда.



Но изображенные на них костюмы нельзя считать буквальной фиксацией каких-то реально существовавших костюмов – они таковой не являются, хоть и производят такое впечатление.



Рассматривая билибинские иллюстрации как источник информации о русском костюме, не стоит забывать о том, что это, в первую очередь, работы художника, а не этнографа.



Однако само понятие стилизации в его истинном смысле предполагает наличие первоисточника, того, что именно стилизуется. И Билибин, как и все современные ему авторы, безусловно, на эти источники опирался, внимательно их изучая.



Собственно, поэтому они так прекрасны - за всеми творческими фантазиями художника стоит глубочайшее знание предмета и владение материалом.



Любопытно провести параллель между работами Билибина и представителя европейского модерна Альфонса Мухи. Вот девушка в каком-то явно француском, подозреваю, что бретонском костюме

Та же безупречная, аптечная точность. Таков модерн - вершина, апофеоз искусства стилизации.
Поэтому сегодня, ставя перед собой задачу создания костюма "на русскую тему" не в реконструкторском, а в авторском понимании, я думаю, обращение к наследию и опыту модерна совершенно неизбежно. Этот велосипед уже изобретен и доведен до совершенства, вряд ли сейчас мы придумаем что-то лучше методологически.

Говоря русском костюме в контексте эпохи модерна, конечно же, невозможно не упомянуть такое масштабное и резонансное явление этого периода, как знаменитые Русские сезоны Дягилева. Проблема в том, что о них очень трудно говорить тезисно, они требуют подробного и детального рассмотрения.

Но, поскольку материала о об этом очень много, ограничимся лишь их упоминанием и обозначим их эскизом Бакста к балету Стравинского «Жар-птица».

Таким образом, жизнь в России текла по множеству разнообразных русел, и тема русского костюма развивалась и разрабатывалась во множестве проявлений… Как вдруг поперек всей этой жизни рухнул, как нож гильотины, 1917 год.
Без счету корней, ветвей и веточек было перерублено этой гильотиной. Некоторые из них так никогда и не восстановились, на месте некоторых выросли другие, более или менее отличающиеся от прежних… все радикально раз и навсегда изменилось.
А что произошло с ветвью русского костюма? Попробуем взглянуть на это в следующей главе.
Tags: *Калинка-party, моя работа, продается, традиционный костюм, этника
Subscribe
promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments