Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Categories:

Русское платье Калинка-party. Источники 8

Итак, все предыдущие наши рассуждения сделали очевидным тот факт, что сегодня русский костюм может существовать только как стилизация. В его подлинном, аутентичном состоянии он остался лишь в музеях и на старинных фотографиях.





А что такое стилизация? Это некое авторское высказывание на определенную тему. То, каким получится это высказывание, в большей степени определяется не самой темой, а степенью осведомленности в ней автора, его личным вкусом и мастерством.

Когда мы идентифицируем нечто современное нам как «Это – русский костюм», на самом деле перед нами «Так высказался на тему русского костюма автор NN».
Почему важно это отличие? Да потому что это позволяет нам осознавать, что этот автор использовал в своей работе лишь некий ограниченный набор элементов, но существуют и другие, и мы, если захотим высказаться на тему русского костюма, не должны следовать именно этому образцу, а вольны взять и другие элементы, комплектуя и стилизуя их по своему усмотрению.

Существование русского костюма, прекратившись в реальной жизни, продолжается в жизни виртуальной. И представления о русском костюме наших современников почерпнуты уже из виртуальной жизни, сформированы со слов многочисленных
авторов книжных иллюстраций, ...



... фильмов, ...



... мультиков, ...



... открыток, ...





... конфетных коробок ...


... и еще множества самых разнообразных носителей визуальной информации.

Даже самое поверхностное знакомство с первоисточниками – возможно, потому что их не так уж много – часто позволяет проследить, к какому из них восходит то или иное современное высказывание на тему русского костюма.

Посмотрим, например, на этот ряд изображений.

Первое – это фото из коллекции Шабельской, т.е. костюмный комплекс, в основе имеющий подлинные вещи, но собранный, скажем так, творчески, а не реконструкторски. Второе – близкая по времени стилизация именно такого костюма, его адаптация. Третье – современная (я думаю, годов 1970-х) работа Глазунова. Совершенно очевидно, что Глазунов был знаком с обоими этими источниками и цитирует их практически буквально.

Вот так расходятся информационные круги. Если два первых фото практически никто из наших современников никогда не видел, то репродукцию Глазунова хоть раз, да видели чуть ли не все.

Иногда круги расходятся так далеко, что представление о русском костюме, пропущенное через призму восприятия людей совсем другой культуры, возвращается к нам в невообразимых контекстах.

Первое изображение вы узнали, его я уже показывала, да, это фото из альбома о придворном «Русском» бале 1903 года. Наверное, многие из вас узнали и второе – да, это костюм королевы Амидалы из «Звездных войн».
Казалось бы, где тот изданный в 1904 альбом, которого и в России-то никто в глаза не видел, и где Голливуд и художники по костюмам Джорджа Лукаса? А вот, извольте видеть. Этот костюм был разработан именно на базе этого альбома. Они не цитируют источник дословно, но оцените, как тонко, с каким пониманием и проникновением в суть они его стилизуют. Удивительно, правда?

Нечто, переведенное на другой язык и тем самым ставшее частью другого контекста, возвращаясь в свою изначальную среду, снова переводится, обратно, и результат этого перевода уже совсем никогда не совпадает с тем, что было в начале цепочки. Воспользуюсь описывающей это цитатой из Википедии:
"... Псевдоним «Льюис Кэрролл» образован из настоящих имён автора «Чарльз Латвидж [Доджсон]», которые являются соответствиями имён «Карл» (лат. Carolus) и «Людовик» (лат. Ludovicus); Доджсон выбрал другие английские соответствия этих же имён и поменял их местами. ..."

Вот и с русским костюмом сегодня происходит приблизительно то, что называется обратным переводом.

Например, это, вернувшееся к нам из-за океана, представление о русском костюме в совершенно неожиданном, фантастическо-космическом контексте, включается в его виртуальное существование и добавляет ему новых смыслов.
Согласитесь, что этот сценический костюм Кадышевой, ...

... может быть, и не является прямой цитатой из каких-нибудь «Звездных войн». И даже скорее всего, его авторы сознательно ни о чем таком не помышляли. Но не меньше, если не больше, чем русское, в нем уже явственно читается что-то межгалактическое.

Но неужели существование русского костюма в реальной, не сценической жизни прекратилось полностью? И да, и нет. Разумеется, целиком русский костюм, как комплекс, ушел навсегда, став частью истории.
Но в реальную жизнь прочно вошли его отдельные элементы, идеи и стилистические акценты. Они настолько ассимилировались и растворились в мировой моде, что даже мы сами не всегда их узнаем, когда они возвращаются к нам со страниц модных журналов.

Первоначальный всплеск мирового увлечения русской темой был вызван уже упоминавшимися мной дягилевскими «Русскими сезонами». Вскоре он получил практическое подкрепление в лице множества русских, оказавшихся на западе в составе первой волны эмиграции. Дело не в том, что они привезли с собой много русских костюмов, вовсе нет, вы прекрасно понимаете, что часто они оказывались в конечной точке своего бегства буквально в чем были… Дело в том, что они привезли с собой свою культуру и свои умения.

Одно из множества отличий тогдашних российских элит от нынешних заключалось в том, что тогдашние учили своих детей не только безнаказанно давить старушек на дорогих автомобилях и профукивать феерические деньги. Тогда считалось непременным обучать их разнообразным вещам, в том числе и прикладным, причем на самом высоком профессиональном уровне. Как это сейчас ни покажется нам странным, их учили по-настоящему работать. Вряд ли кто-то думал, что эти умения им пригодятся в буквальном смысле, для зарабатывания куска хлеба... думали о том, что им необходимо внутреннее достоинство, самодисциплина и умение сохранить лицо в любой, сколь угодно невообразимой ситуации.

И, когда невообразимая ситуация наступила, их умение работать и владение многими ремеслами таки да, помогло им и тот самый кусок хлеба заработать, не теряя великокняжеского достоинства, и лицо сохранить.
Вот только один из множества примеров - великая княгиня Мария Павловна, та самая, что танцует в русском костюме на своей помолвке.

Оказавшись в Париже совершенно без средств к существованию, в крайне бедственном положении, она создала Дом русской вышивки «Китмир».



Этот дом выпускал и собственные коллекции по эскизам самой Марии Павловны, ...

... и очень много работал для Шанель, а затем и для других парижских домов моды, привнося в западный модный контекст русские идеи и приемы декора.


И это был далеко и далеко не единственный дом моды, основанный русскими! Раз уж мы познакомились с Марией Павловной, я буквально в двух словах именно на нем остановилась.

Для нас же сейчас достаточно отметить, что таким образом русский костюм отдельными своими элементами и идеями стал неотъемлемой частью общемировой моды.

Казалось бы, мировая мода мировой модой, но у нас-то, внутри себя, русский костюм мог бы в дизайнерском аспекте быть представлен более цельно и широко? И снова и да, и нет.

Предвижу, что, не упомяни я в разговоре о русской теме в современном костюме Зайцева, это вызовет вопросы. Ну вот, считайте, что упомянула.

Но останавливаться на нем подробно не буду. По многим причинам. Во-первых, про него и без меня все всё знают, а если не знают, то могут узнать за два клика, информации предостаточно. Во-вторых, потому что, упомяни Зайцева, и сразу возникнет вопрос – а Юдашкин?..

Но ведь и Юдашкиным не ограничиться, придется хотя бы два слова сказать о Разумихиной… Ахмадуллиной… Симачеве… и еще множестве отечественных дизайнеров, в творчестве которых так или иначе присутствует тема русского костюма.

Тогда уж необходимо будет представить и других, менее известных и именитых дизайнеров, которых немало, и которые тоже касаются в своих работах русской темы… А как не сказать, что русская тема нередко используется как одна из ключевых в дипломных коллекциях студентов дизайнерских специальностей…



И получится, что я уже не делюсь с вами своим видением истории русского костюма, чтобы рассказать, на базе чего у меня сформировался образ вязаного русского платья… а пишу обзор российских дизайнеров, использовавших русский костюм как источник вдохновения… конструктивных или декоративных решений… спекуляций… конъюнктурных возможностей… и во множестве других качеств.

Но это вовсе не то, что является сейчас предметом моего интереса! Так что оставляю подробности вопроса о русской теме в творчестве сегодняшних российских дизайнеров на самостоятельное рассмотрение, благо, доступной информации об этом предостаточно.

Возвращаясь к предмету нашего разговора. Формулирование всякой идеи, как известно, проходит два этапа – анализа и синтеза. Сначала, осознанно или нет, накапливается и анализируется относящаяся к вопросу информация, а затем, на основании результатов этого анализа, синтезируется собственная мысль. Если вы помните, в самом начале я сказала, что для моего русского платья мне понадобились три дня и вся жизнь – это действительно так.

Вся жизнь – это и был процесс накопления и анализа информации. Самым поверхностным образом я представила вам этот аналитический этап. Разумеется, о многом я даже не упомянула. Многое, заслуживающее отдельного самостоятельного рассмотрения, лишь обозначила. Надеюсь, мне удалось продемонстрировать, в каком направлении развивалась моя мысль и, главное, от чего она отталкивалась.
Закончив на этом описание периода аналитического, я перейду, наконец, к синтезированию своей собственной идеи платья и непосредственной реализации этой идеи, к тому, что уложилось в те самые три дня.

*Все фото взяты из открытых источников в интернете. Выяснить и указать их авторов невозможно, но в случае, если автор отыщется и пожелает быть названным, это немедленно и с багодарностью будет сделано.
Tags: *Калинка-party, моя работа, продается, традиционный костюм, этника
Subscribe
promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments