Бакст в Пушкинском. Живопись и графика
Серебряный век точнее можно было бы назвать вспышкой, кратким мигом в истории - всего-то два десятилетия.

Но по насыщенности творческого процесса, по концентрации блестящих имен, по напряженности культурного поля, по значительности интеллектуального наследия эти два десятилетия не уступают полноценному веку.

Модерн, во всей его гибельной изощренности. Русский модерн, первый среди равных, роскошнейший и безнадежнейший из модернов. И Бакст - одна из драгоценных жемчужин в его короне.

Поражает не просто богатство и разнообразие техники и приема. Поражает совершенно виртуозное владение любой из этих разнообразных техник.

Будь то портрет или пейзаж, огромный театральный занавес или графическая миниатюра, масло, акварель или темпера в любой из этих стихий для Бакста нет ни тайн, ни препятствий, в любой из них он органичен, как рыба в воде.

С той лишь разницей, что границы между этими стихиями для него абсолютно проницаемы, переходя из воды в воздух, он просто оборачивается птицей и продолжает парить свободно и прекрасно.

Есть в этом что-то балетное, когда мы, наблюдая невесомый полет, можем лишь догадываться о количестве труда, пота, боли и дисциплины, которые за этим стоят. Можем, но не догадываемся.

Нам не хочется думать о поте и боли, наблюдая за этим полетом, нам хочется самим парить и летать, как будто ни земного притяжения, ни сопротивления воздуха и материи вовсе не существует.

Невозможно устоять перед соблазном этой прекрасной сиюминутности, когда весь могучий арсенал художественных средств, в прошлые эпохи апеллировавший к вечности, поставлен на службу одному движению души, мимолетному настроению, балетному полету, который заведомо не может длиться больше нескольких мгновений.

Имя Бакста и ассоциируется у нас, прежде всего, с Русскими сезонами, с дягилевским балетом, с театральным костюмом и сценографией.

Но вклад его в искусство костюма и влияние, оказанное им на развитие мировых модных тенденций выходит далеко за рамки театральной области и заслуживает самостоятельного рассказа.

Всем, кто имеет отношение к созданию одежды, просто необходимо бросить все и побежать в Пушкинский - выставка работает до 4 сентября, обязательно нужно успеть!

Но по насыщенности творческого процесса, по концентрации блестящих имен, по напряженности культурного поля, по значительности интеллектуального наследия эти два десятилетия не уступают полноценному веку.

Модерн, во всей его гибельной изощренности. Русский модерн, первый среди равных, роскошнейший и безнадежнейший из модернов. И Бакст - одна из драгоценных жемчужин в его короне.

Поражает не просто богатство и разнообразие техники и приема. Поражает совершенно виртуозное владение любой из этих разнообразных техник.

Будь то портрет или пейзаж, огромный театральный занавес или графическая миниатюра, масло, акварель или темпера в любой из этих стихий для Бакста нет ни тайн, ни препятствий, в любой из них он органичен, как рыба в воде.

С той лишь разницей, что границы между этими стихиями для него абсолютно проницаемы, переходя из воды в воздух, он просто оборачивается птицей и продолжает парить свободно и прекрасно.

Есть в этом что-то балетное, когда мы, наблюдая невесомый полет, можем лишь догадываться о количестве труда, пота, боли и дисциплины, которые за этим стоят. Можем, но не догадываемся.

Нам не хочется думать о поте и боли, наблюдая за этим полетом, нам хочется самим парить и летать, как будто ни земного притяжения, ни сопротивления воздуха и материи вовсе не существует.

Невозможно устоять перед соблазном этой прекрасной сиюминутности, когда весь могучий арсенал художественных средств, в прошлые эпохи апеллировавший к вечности, поставлен на службу одному движению души, мимолетному настроению, балетному полету, который заведомо не может длиться больше нескольких мгновений.

Имя Бакста и ассоциируется у нас, прежде всего, с Русскими сезонами, с дягилевским балетом, с театральным костюмом и сценографией.

Но вклад его в искусство костюма и влияние, оказанное им на развитие мировых модных тенденций выходит далеко за рамки театральной области и заслуживает самостоятельного рассказа.

Всем, кто имеет отношение к созданию одежды, просто необходимо бросить все и побежать в Пушкинский - выставка работает до 4 сентября, обязательно нужно успеть!