Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Category:

Русское платье Калинка-party. Орнамент

У орнамента в этом платье есть две причины. Первая – визуально очевидная необходимость обеспечить какой-то переход от ряда «половичков» к основному полотну вещи, какую-то буферную зону между ними.




Не будь этой переходной зоны, ряд «половичков» рубил бы вещь по горизонтали, и сам бы выпадал, ничем в основное полотно не прорастая. Эта орнаментальная область между «половичками» и гладким полотном обеспечила и связь, и переход.

Была ли у меня мысль использовать в орнаменте цвет?.. Конечно, была. Очень даже определенно виделся мне орнамент с участием того же глухого зеленого, который на границе с половичками был бы гуще, но быстро сходил бы на нет кверху. И прекрасно, кстати, это бы выглядело. Но, руководствуясь все той же жесткой самодисциплиной, призванной не допустить перегруженности, я поняла, что хоть включение цвета в орнамент и будет определенно красиво, но обойтись без этого можно. А значит – нужно. Поэтому орнамент был решен монохромно.

Другая причина наличия орнамента скорей идеологическая, т.ск., сюжетная.
Орнамент является одной из самых архаичных составляющих любой народной культуры. Это самый древний код, в котором хранится информация о самом главном для этого народа.

Предвижу, что некоторые из вас на этих словах поежились, почувствовав, куда подул ветер… я сама бы точно поежилась.
Не волнуйтесь, не здесь. Никакой ерундистики вроде того, что загадочный древний народ этруски это на самом деле русские, которые и заложили основы всей европейской культуры… что в древнем славянском орнаменте зашифрованы чуть ли не таблица Менделеева, таблица Брадиса и таблица логарифмов впридачу… никаких интимных подробностей из личной жизни древних славянских богов… ничего такого я не то что писать - я это читать-то не стану и вам не советую.

Чем древней и бессловесней времена, к которым относится предмет рассмотрения, тем больше самых немыслимых спекуляций этот предмет порождает. К сожалению, в отношении орнамента тенденциозностью грешат даже самые уважаемые источники.
Но мы с вами по этому пути не пойдем, останемся в рамках старого доброго академического метода, опирающегося на факты и выводы делающего на основании их же.

А факты таковы, что в качестве формообразующих сюжетов традиционного орнамента всегда выступают образы того, за счет чего этот народ живет. Боги… духи… всякая прочая мистика и лирика – конечно, они тоже имеют место. Как говорится, со всем уважением. Но главное – совсем приземленные практические вещи, обеспечивающие физическое выживание, т.е. средства производства, экономическая, материальная база жизни этого народа.

Чтобы проиллюстрировать эту мысль, посмотрим на орнаменты народов, материальная основа жизни которых была отличной от русских. Говоря об орнаменте, правильней будет не русских, а славян или даже праславян, потому что базовые архаичные элементы орнамента восходят к глубокой древности.

Например, одним из главных элементов, на которых строится орнамент казахов, скотоводческого народа степи, являются характерные роговидные завитки.

Да, так и есть, это обобщенное изображение бараньих рогов.
Вот фото начала XX в. – молодые казашки в аутентичных костюмах, богато декорированных этими роговидными орнаментами.



Основой жизни народа хантов являются олени и дикое лесное зверье, объект охоты. Вот элементы хантыйского орнамента:

Глухарка



Медведь



Сверху вниз – утка… береза… челюсть… рога оленя



Традиционный хантыйский костюм, хоть и претерпел некоторые изменения, но, в отличие от русского, продолжает жить в реальной, несценической жизни.

Вот музейные фрагменты хантыйской одежды, из того же самого оленя и сшитой, с орнаментом из оленьих рогов



А вот реальность, ...

... где и орнамент присутствует, и его прототип, т.е. тот самый олень


По логике вещей, ключевыми орнаментальными мотивами земледельческого народа славян должны быть аграрные символы. Что, собственно, так и есть – один из основных элементов славянского орнамента – ромб/квадрат, символизирующий землю, поле.



Дополненный тем или иным способом, он обозначал разные состояния этого поля, принципиально важные для земледельца, но не особенно много говорящие нам с вами. Ну, например, точка, крестик или какой-то еще объект внутри ромба символизировал зерно. Т.е. ромб с точкой внутри означал засеянное поле.



Есть мнение, что форма квадрата/ромба стала символизировать поле, поскольку в природе она, в отличие от круга, практически не встречается. Т.е. если нечто имеет форму квадрата, это подразумевает, что эта форма создана и поддерживается усилиями человека, а не сама по себе такая в отличие от круглых и округлых форм.



Так ли это или нет, можно обсуждать, мне думается, резон в этом есть…

Но совершенно точно, что, например, в орнаменте этого костюма

закодировано засеянное поле.

Ну, вы понимаете, как все совпало?
Ведь ромбы-то мне не нужно было как-то специально создавать в декоративных целях, они же изначально составляют энтерлаковое полотно! Так что оставалось только по нарастающей сверху вниз сначала «вспахать» эти ромбы очень простыми полосками изнаночных, создающих борозды в сочетании с лицевой гладью, а потом «засеять», вывязав соответствующий зерну объект в центре.

Мне понравилось, что этот орнамент, за счет своей примитивной простоты, почти сливается с фоном. Тем самым он не пытается конкурировать с «половичками», а только их поддерживает. Ну и общее впечатление его примитивности и полустертости соответствует древности его происхождения.

Поначалу в качестве зерна в центре поля предполагалась более выпуклая шишечка, но я отказалась от этой мысли и обозначила зерно плоской вязкой, чтобы не нарушать эту архаичную полустертость.



Наиболее раскрученные «русские узоры», которые вспоминаются первыми, это, конечно, хохлома, гжель, розы павловопосадских платков и жостовских подносов. Но в случае с этим моим русским проектом они меня совсем не искушали. Во-первых, именно по причине своей раскрученности, чтоб не сказать замыленности. Только ленивый не обозначил русскую тему гжелью=хахломой, так что я не видела никакого интереса толкаться в этой давке. А во-вторых, и это, конечно, главное, было бы непростительной слепотой отказаться от готового решения, предлагаемого самим материалом, т.е. не увидеть в качестве основы орнамента энтерлаковую модульную сетку из ромбов.

Вы не поверите, но это и все, что я могу сказать о русском платье. В следующем посте отчитаюсь о пряже, и мы перевернем эту страницу.

*Все фото взяты из открытых источников в интернете. Выяснить и указать их авторов невозможно, но в случае, если автор отыщется и пожелает быть названным, это немедленно и с багодарностью будет сделано.
Tags: *Калинка-party, моя работа, продается, традиционный костюм, этника
Subscribe
promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments