Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Categories:

Фортуни в Эрмитаже. Легендарный тисненый бархат

Должна признаться, что мой интерес к дельфосам вполне спокойный, академический, не могу сказать, чтобы это лишало меня душевного равновесия. А вот идея тиснения тусклым золотом по бархату - совсем другое дело!



Эта мысль определенно заставляет меня терять голову. Достаточно сказать, что еще до всякого знакомства с Фортуни я экспериментировала с серебрением поталью по трикотажу. Эксперимент оказался удачным, я планирую и дальше работать в этом направлении, тем интересней и драгоценней для меня было воочию увидеть великолепие вещей Фортуни с использованием близкой техники.



Феномен Фортуни состоит в том, что, будучи культовым автором своего времени в мире моды, кутурье он, по существу, никогда не являлся.



Круг его художественных интересов был по-возрожденчески широк, он был знатоком, исследователем и коллекционером исторического текстиля и других видов прикладного искусства; живописцем и декоратором; театральным художником и сценографом...



Эксперименты с фактурой, результатом которых стали плиссированный шелк и тисненый бархат, представляли для мастера самоценность, то, что они приобрели широкую популярность в качестве материалов для создания носимой одежды, скорее стало приятным побочным эффектом, чем было предметом первоначального замысла.



Что касается тисненого бархата, эта техника изначально предназначалась для изготовления интерьерных тканей и сценических костюмов.





В этом качестве тисненый бархат Фортуни продолжал использоваться и тогда, когда область его применения расширилась до эксклюзивных туалетов.





Именно потому, что Фортуни никогда не был кутюрье в узком смысле этого слова, крой как таковой не был его специализацией, в его вещах главенствующая роль явно и недвусмысленно отводится собственно ткани, ее фактуре, орнаменту, цвету.



Такие минималистичные с точки зрения кроя конструкции, как туника и джеллабия, наилучшим образом соответствовали такой постановке задачи.











Кроме того, струящиеся линии, силуэт, образуемый свободно падающей и драпирующейся тканью, были остро актуальны в период арт деко.



Мне грустно, что эти дивные вещи я не могу показать вам во всей их красоте! Мне и самой, живьем, так и эдак кружа вокруг бликующих витрин и вытягивая шею, пришлось призвать на помощь всю силу своего воображения, чтобы в этой бесформенно свисающей тряпке увидеть всю изысканную красоту вещи арт деко.



Поэтому я была очень рада вот этому рисунку Жоржа Барбье, случайно встретившемуся мне в сети. Он не содержит ссылки на Фортуни, но я практически уверена, что здесь изображены две модели именно Фортуни - как вы можете видеть, дельфос из плиссированного шелка и пальто из тисненого бархата.

safe_image111.jpg

Обуви дом Фортуни практически не изготавливал, эта пара туфель, выполненная из тисненого бархата в комплект к платью, представляет собой скорее исключение.



Технология тиснения, в отличие от технологии плиссировки шелка, особой таинственности и легендарности собой не представляет - представленные на выставке резные штампы позволяют в общих чертах составить о ней представление.





И это дает мне не только ценнейшую информацию, но и, может быть, еще более ценный творческий импульс для дальнейшей разработки этой идеи.





Исторические орнаменты, стилизованные или буквально цитируемые Фортуни - еще один богатейший источник вдохновения.















Болты... не спрашивайте.





Хотела бы я, чтобы мое убогое фото передало вам хотя бы сотую долю восторга, вызываемого этим, например, фрагментом ткани!



Tags: выставка/музей, персоналии
Subscribe

Posts from This Journal “выставка/музей” Tag

  • ИзоИзоляция с вязанием

    Конечно, вы все уже знакомы с потрясающим проектом ИзоИзоляция, возникшим, как спонтанная реакция на психологически непростую ситуацию внезапного…

  • Айя-София моего сердца

    С начала января - вот сколько времени я, побывав в Стамбуле, каждый день очень хочу вам о ней рассказать. Что же мне так долго мешало это сделать?…

  • Гейнсборо в Пушкинском

    Мое маленькое разочарование от этой выставки связано только с тем, что не привезли некоторые вещи, с которыми мне очень хотелось повидаться. Тот…

  • Дюрер в Альбертине

    Я была в Вене в октябре, прошло почти три месяца, а я все еще мысленно живу в залах Альбертины, в мире Дюрера. А, может быть, точнее будет сказать,…

  • Египетский музей, Мюнхен

    Наши дни звездным часом египетского искусства никак не назовешь. На выставку египетских древностей, случись такая, вряд ли люди выстроятся в…

  • Коломан Мозер, художник Сецессиона

    Сорт модерна, произраставший в немецкоязычных землях, называется югендстиль. Выставка австрийского художника Коломана Мозера расширяет представление…

  • Вилла Штука, Мюнхен

    Эту виллу построил для себя по собственному проекту художник Франц фон Штук. Справочники относят ее к неоклассицизму, но, на самом деле, если здесь и…

  • Музей игрушек в Мюнхене

    Для начала я хочу сразу отмести предположения, что это место специфически детское, вроде Диснейленда, что взрослым нечего там делать, если только они…

  • Лондонская школа в Пушкинском

    Хотим мы того или нет, осознаем рационально или переживаем как эмоцию, но мы, люди начала XXI века, находимся во власти вопросов о том, что собой…

promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment