Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Categories:

Вера Вильковиская (1890 - 1944), живопись и графика

С 7 сентября, когда состоялся вернисаж этой выставки, прошло уже две недели, а я все никак о ней не напишу. Оказывается, это трудно, судить о художественных качествах портретов, с которых на тебя смотрят члены твоей семьи!

Автопортрет. 1924.jpg
Вера Вильковиская. Автопортрет

В конце концов, я поняла, что и не буду пытаться включать искусствоведа.

21371015_1908330949183935_2332621510031901661_n.jpg
Вера Вильковиская. Автопортрет в технике ксилографии и доска, с которой сделан оттиск

Эта выставка - безусловно, значительное событие в художественной жизни.

_IMG_1177.jpg

_IMG_1318.jpg

Автопортрет. 1910-е.jpg

_IMG_1271.jpg

_IMG_1193.jpg
Вера Вильковиская. Автопортреты разных лет

Но для меня это большое событие в моей собственной жизни, и пусть это так и остается - я покажу здесь, в основном, портреты членов моей семьи. А все мои фото с выставки можно посмотреть тут.

21463318_1466047836812805_5970149368346153955_n.jpg
Семья Вильковиских. Слева направо,
стоят: Вера Эммануиловна (художница), Степан Эммануилович
сидят: Фаина Эммануиловна, Эммануил Яковлевич (мой прадед), Вера Николаевна (урожденная Арбузова, моя прабабушка, в честь которой меня зовут Верой), Надежда Степановна Арбузова (моя прапрабабушка), Николай Эммануилович
в самом нижнем ряду: Яков Эммануилович, Екатерина Эммануиловна (моя бабушка)


Художница Вера Эммануиловна Вильковиская - старшая сестра моей бабушки, Екатерины Эммануиловны Вильковиской.

1909 .jpg
Вера Вильковиская, студентка Казанского художественного училища

Поэтому я с благодарностью воспользуюсь текстом, которым сопроводили выставку специалисты Галеев-галереи:

__IMG_1307.jpg
Портрет сестры художницы Екатерины Эммануиловны (моей бабушки)

"Пик известности Вильковиской как художника-гравера приходится на 1925 год, когда состоялась ее единственная персональная выставка. Это была вторая из серии выставок в Казанском музее, посвященных мастерам современной русской графики. На протяжении 1924 - 1929 гг усилиями двух энтузиастов, Петра Дульского и Петра Корнилова, в Казани происходили исторически значимые события художественной жизни. Около 30 выставок известных художников от Фаворского до Юона и столько же иллюстрированных каталогов с текстами ведущих знатоков от Сидорова до Эттингера вознесли графику на новую ступень понимания жанра.

__IMG_1249.jpg

_IMG_1196.jpg

_IMG_1246.jpg
Портреты матери художницы, Веры Николаевны Вильковиской (моей прабабушки)

_IMG_1199.jpg
Портреты матери художницы, Веры Николаевны Вильковиской (моей прабабушки) и автопортрет

Творчество художника в послереволюционную эпоху, губительную для одних и благотворную для других, всегда таит в себе драматический стержень. Вера Вильковиская, как и многие ее современники, не избежала внутренних и внешних коллизий, повлиявших на ее развитие, как художника. Девушка дворянского происхождения, талантливая ученица Николая Фешина - казалось, судьба предопределила ей путь живописца. Ее ранние опыты свидетельствуют о влиянии учителя, неизбежном для любого ученика.

_IMG_1179.jpg

_IMG_1191.jpg

1920-е.jpg

_IMG_1194.jpg
Портреты отца художницы, Эммануила Яковлевича Вильковиского (моего прадеда)

Одним из постепенно складывавшегося круга друзей и единомышленников был соученик Веры Эммануиловны по фешинской мастерской Николай Чеботарев, будущий глава казанских "левых".

_IMG_1334.jpg
Портрет Николая Чеботарева

Общение с ним и его женой Александрой Платуновой определило для Веры новые задачи в искусстве. В 1920 она вошла в состав только что созданного объединения "Всадник", сразу обозначившего себя как "графический коллектив". "Всадник" с самого начала взял курс на эстетизацию графики как искусства нового времени; с ручной печатью гравюрных папок-сюит; с авангардным подходом к книжной культуре и оформительству; с манифестациями, декларациями и выставочными акциями.

_IMG_1184.jpg

_IMG_1195.jpg

_IMG_1245.jpg

_IMG_1255.jpg
Портреты бабушки художницы, Надежды Степановны Арбузовой (моей прапрабабушки)

Вера работала в различных гравюрных техниках - офорте, линогравюре, литографии и, особенно плодотворно, в ксилографии.Основным ее жанром был портрет, ее работы украсили два из четырех альманахов "Всадника". Портрет оказался именно той сферой ее интересов, которая была поддержана ведущими художественными критиками. Петр Дульский в своем обзоре в московском издании "Гравюра и книга" (1925) выделяет Вильковискую как лучшую среди ксилографов Казани. Владимир Адарюков включил художника в свой "Словарь современных русских граверов", а Всеволод Воинов предложил Вере участие в эпохальной выставке "Русская ксилография за 10 лет (1917 - 1927)", состоявшейся в Русском музее.

_IMG_1183.jpg
Портрет брата художницы Якова Эммануиловича

Разгон не только АРХУМАСА, но и всего казанского левого фронта в целом (1926), вынудил Веру переехать в Москву, где она так и не нашла тех возможностей, которые позволили бы раскрыться ее потенциалу. Ее жизнь в Москве, скромная и внешне неприметная, была внутренне напряженной. Она преподавала рисование детям в школах, занималась с дилетантами-любителями в Доме учителя Таганского района. Изредка навещала на Николиной Горе свою подругу по Казани Надежду Сапожникову, в прошлом модель блистательных портретов Фешина. В августе 1941 в обстановке хаоса и паники она приняла решение вернуться в Казань, где и умерла в 1944 от голода и болезней.

_IMG_1231.jpg
Портрет брата художницы Николая Эммануиловича

Выставка Веры Вильковиской стала возможной благодаря бережному отношению к немногим ее сохранившимся работам ее наследников, родственников, проживающих сейчас в Москве, Казани, Алма-Ате и Торонто. Почти все живописные холсты и графические произведения усилиями реставраторов были приведены в экспозиционное состояние, позволяющее судить о творчестве художника. Работы Вильковиской представлены и в крупных музейных собраниях страны - ГРМ, ГМИИ им. Пушкина, ГМИИ РТ, а также в частных собраниях Москвы."

_IMG_1263.jpg

_IMG_1321.jpg

_IMG_1331.jpg
Портреты брата художницы Степана Эммануиловича

Материал в "Ведомостях", посвященный выставке, озаглавлен Вера Вильковиская – талантливая художница, которую не пощадил советский ХХ век - и с этой трактовкой нельзя не согласиться.

Семейное дело Веры Вильковиской, статья в сетевом журнале The Art Newspaper.

_IMG_1182 (1).jpg

Мне самой трудно увидеть портретную галерею Веры отстраненным непредвзятым взглядом, потому что я знаю, кто эти люди, знаю, какие судьбы стоят за этими лицами, как трагически многие из них сложились.

_IMG_1170.jpg

Мой тонко чувствующий друг после посещения выставки отметил нечто, некое общее состояние, объединяющее все портретные образы - предчувствие беды. Как показала история, предчувствие сбывшееся.

_IMG_1187.jpg

Я благодарю и поздравляю Галеев-галерею и лично Ильдара Галеева с введением в отечественный художественный контекст имени Веры Вильковиской.

_IMG_1241.jpg

Не сомневаюсь, что это будет иметь серьезный резонанс и отклик.

_IMG_1243.jpg

Не могу не выразить восхищения и благодарности дорогой Наталье Вильковиской, без чьей энергии, упорства и любви не состоялась бы ни эта выставка, ни это открытие!

_IMG_1206.jpg

Видеорепортаж с вернисажа выставки 7 сентября 2017.



Выставка будет работать до 8 декабря 2017 года.
Галеев-галерея находится по адресу Большой Козихинский пер., 19/6, вход с Большого Козихинского в арку дома 17.

Tags: Казань, Москва, выставка/музей, личное, персоналии
Subscribe

Posts from This Journal “выставка/музей” Tag

  • ИзоИзоляция с вязанием

    Конечно, вы все уже знакомы с потрясающим проектом ИзоИзоляция, возникшим, как спонтанная реакция на психологически непростую ситуацию внезапного…

  • Айя-София моего сердца

    С начала января - вот сколько времени я, побывав в Стамбуле, каждый день очень хочу вам о ней рассказать. Что же мне так долго мешало это сделать?…

  • Гейнсборо в Пушкинском

    Мое маленькое разочарование от этой выставки связано только с тем, что не привезли некоторые вещи, с которыми мне очень хотелось повидаться. Тот…

  • Дюрер в Альбертине

    Я была в Вене в октябре, прошло почти три месяца, а я все еще мысленно живу в залах Альбертины, в мире Дюрера. А, может быть, точнее будет сказать,…

  • Египетский музей, Мюнхен

    Наши дни звездным часом египетского искусства никак не назовешь. На выставку египетских древностей, случись такая, вряд ли люди выстроятся в…

  • Коломан Мозер, художник Сецессиона

    Сорт модерна, произраставший в немецкоязычных землях, называется югендстиль. Выставка австрийского художника Коломана Мозера расширяет представление…

  • Вилла Штука, Мюнхен

    Эту виллу построил для себя по собственному проекту художник Франц фон Штук. Справочники относят ее к неоклассицизму, но, на самом деле, если здесь и…

  • Музей игрушек в Мюнхене

    Для начала я хочу сразу отмести предположения, что это место специфически детское, вроде Диснейленда, что взрослым нечего там делать, если только они…

  • Лондонская школа в Пушкинском

    Хотим мы того или нет, осознаем рационально или переживаем как эмоцию, но мы, люди начала XXI века, находимся во власти вопросов о том, что собой…

promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments