Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Category:

Голландцы в Пушкинском

Есть две причины, по которым на эту выставку нужно пойти. Первая - о голландцах, малых, больших и всех промежуточных калибров, нельзя составить никакого представления иначе, как при личном знакомстве. Это тот случай, когда никакие репродукции, никакая, даже самая хорошая полиграфия или цифра с самым высоким разрешением не работают.



Нет, формальное представление получить можно. Но это будет в точности как в анекдоте про Карузо, которого "напел Рабинович". Разумеется, я противоречу сама себе, иллюстрируя этот тезис своими кустарными фотками! Но таков уж, если вы заметили, мой принцип ведения блога: нет картинки - нет поста. Да и любая картинка, хоть самая плохая, очевидно повышает шансы текста быть прочитанным до конца, а это для меня очень важно.



Дело в черном, которого у голландцев очень много. Вот его-то и не могут передать никакие воспроизведения. Точнее, они передают его именно как черный, что в корне неверно, потому что на самом деле это не черный, а тьма - согласитесь, субстанции совершенно разные.



Тьма нужна голландцам не сама по себе, а как необходимый компонент света.



Природа голландской тьмы в значительной степени определяется и таким техническим аспектом, как свойства пигмента, который использовался в их красках. Он мололся на знаменитых голландских мельницах, и способ его приготовления не нарушал кристаллическую природу исходного материала, благодаря чему даже самый черный голландский черный сохраняет в своей глубине неуловимое свечение - вдаваться в эту сугубо специальную область мы не станем, но упомянуть об этом необходимо.



В отечественных собраниях голландцев довольно много, и прекрасных, чего стоит один эрмитажный Рембрандт (надо, надо ехать в Питер, давно я его не видела!), поэтому написано о них по-русски очень много.



Каждый студент искусствоведческой специальности хоть раз да писал о голландцах курсовую, а то и диплом; каждый журнал "Работница и селянка" непременно репродуцировал в разделе "Лики красоты" девушку с жемчужной сережкой, Хендрикье в образе Данаи или другую голландскую красавицу.



Поэтому идею о караваджизме, как отправной точке голландских экспериментов со светом, можно, наверное, считать уже хрестоматийной. И это само по себе и служит намеком, что стоит разобраться в этом получше, и все окажется не совсем так - если вы заметили, так обычно и бывает со всеми хрестоматийными идеями!



И - да, так оно и есть. В голландском свете меньше театральности, иллюзионизма, работы на публику и блестящего, простите за невольный каламбур, приема. В нем больше, на этот раз простите за пошлость определения, волшебства. Если у Караваджо световая мизансцена поражает сценичностью замысла и виртуозностью исполнения, но мы, в принципе, понимаем, как это работает, где размещен источник света и как именно его нужно перекрыть для получения драматического эффекта, то у голландцев это не то чтобы даже непонятно... у голландцев мы об этом не думаем.



Их формально темные вещи источают свет настолько ощутимый, что в первый момент думаешь, что они очень хорошо подсвечены. Но - нет, дело не в подсветке, которой на самом деле нет! Они непостижимым образом генерируют этот свет сами, алхимически преобразуя в него тьму.



Их задача не состоит в том, чтобы предъявить нам свою виртуозность. Они со всей этой виртуозностью предъявляют результат своего сосредоточенного размышления о природе света и тьмы в онтологическом смысле. И с их выводом о том, что света не бывает без тьмы, и что именно из тьмы свет и делается, невозможно не согласиться, настолько он убедителен.



Вот я и сказала слово, обозначающее вторую причину, по которой нужно сходить на эту выставку. Это слово - сосредоточенность. Для поддержания огня в топке нашей жизни, на самом деле, годятся самые разные вещи. Негативное и позитивное, сиюминутное и долгоиграющее, конструктивное и деструктивное, все может служить топливом.



Голландское топливо - сосредоточенность. Концентрация, приближающаяся по степени к аутизму. Никто не объяснит, что такого уж страшного случится с человеком дождя, если он съест не две оливки и три крекера ровно в двенадцать часов пятнадцать минут, но, благодаря Дастину Хоффману мы отлично знаем, что нарушение этого ритуала в прямом смысле обрушит его небо на землю, а почему, это уже не так важно.



Голландцы выстраивают из своей сосредоточенности целые уводящие вглубь зеркальные коридоры. Сосредоточенны до аутичности персонажи их портретов и жанровых сцен. Сосредоточенны, в свою очередь, изображающие их живописцы.



Благодаря этой сосредоточенности любое пространство становится сакральным, любое действие ритуальным, а любой персонаж не просто персоной или статистом, но посвященным в некую тайну отправителем молчаливого культа.



Люди на портретах, независимо от того, удается ли зрителю поймать их взгляд или нет, смотрят не на зрителя. Они смотрят в себя. Фокус их аутичной, истовой сосредоточенности, концентрации их мысленной работы находится внутри. И это представляется мне высочайшим гуманистическим смыслом.



Современному человеку, захлебывающемуся в информационном потоке, раздираемому противоречивыми мыслями и разнообразными возможностями, среди которых очень сложно отделить реальные от иллюзорных, неимоверно трудно установить внутри себя тишину, чтобы услышать самого себя. Неимоверно трудно и насущно необходимо.



Голландцы в этом помогут.
"Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции". В Пушкинском до 22 июля.

Tags: выставка/музей
Subscribe

Posts from This Journal “выставка/музей” Tag

  • ИзоИзоляция с вязанием

    Конечно, вы все уже знакомы с потрясающим проектом ИзоИзоляция, возникшим, как спонтанная реакция на психологически непростую ситуацию внезапного…

  • Айя-София моего сердца

    С начала января - вот сколько времени я, побывав в Стамбуле, каждый день очень хочу вам о ней рассказать. Что же мне так долго мешало это сделать?…

  • Гейнсборо в Пушкинском

    Мое маленькое разочарование от этой выставки связано только с тем, что не привезли некоторые вещи, с которыми мне очень хотелось повидаться. Тот…

  • Дюрер в Альбертине

    Я была в Вене в октябре, прошло почти три месяца, а я все еще мысленно живу в залах Альбертины, в мире Дюрера. А, может быть, точнее будет сказать,…

  • Египетский музей, Мюнхен

    Наши дни звездным часом египетского искусства никак не назовешь. На выставку египетских древностей, случись такая, вряд ли люди выстроятся в…

  • Коломан Мозер, художник Сецессиона

    Сорт модерна, произраставший в немецкоязычных землях, называется югендстиль. Выставка австрийского художника Коломана Мозера расширяет представление…

  • Вилла Штука, Мюнхен

    Эту виллу построил для себя по собственному проекту художник Франц фон Штук. Справочники относят ее к неоклассицизму, но, на самом деле, если здесь и…

  • Музей игрушек в Мюнхене

    Для начала я хочу сразу отмести предположения, что это место специфически детское, вроде Диснейленда, что взрослым нечего там делать, если только они…

  • Лондонская школа в Пушкинском

    Хотим мы того или нет, осознаем рационально или переживаем как эмоцию, но мы, люди начала XXI века, находимся во власти вопросов о том, что собой…

promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments