?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вообще-то, если разговор о картине явно строится вокруг ее сюжета, символики или смысла, это не то чтобы очень хороший знак. Чем литературней произведение, тем больше оснований предполагать, что этой самой литературой, символикой, дидактикой, моралью и тому подобными вещами автор восполняет недостаток собственно живописной мощи.

Другими словами, язык живописи способен решать такие пластические задачи, передавать такую информацию, такие эмоции и состояния, которые никаким другим образом не могут быть не переданы, ни сформулированы. В этом и смысл.



Это не значит, что не существует огромного количества произведений, лишь формально живописных, а по существу иллюстративных, всего лишь визуализирующих некий сюжет, т.е. литературных.



Можно провести несложный эксперимент. Загадайте какую-нибудь картину, представьте, что ваш собеседник ее никогда не видел, и как можно подробней ему ее опишите, перескажите. Вы убедитесь, что, например, "изложение" картины Перова "Тройка" передаст ее достаточно "близко к тексту". А "изложение" картины Рембрандта "Возвращение блудного сына", донесет только ее сюжет, но, как бы вы ни старались, никакие слова не передадут главного впечатления от нее, которое лежит в плоскости не только и не столько сюжетной. А уж за "изложение", к примеру, "Звездной ночи" Ван Гога даже и браться очевидно не стоит, там и сюжета-то никакого нет - пара кипарисов, деревня вдалеке у подножия гор и над всем этим небо с луной и звездами - что мы этими словами передали?.. Вот все, чего мы не передали - это и есть живопись.



Обратите внимание, что, когда речь идет о музыке, например, гораздо реже задается сакраментальный вопрос "Что хотел сказать художник?", и, соответственно, гораздо меньше рассуждений на эту тему. Музыку люди просто слушают, не предпринимая попыток ее вербализовать или олитературить за их очевидной бессмысленностью.



Природа же визуального такова, что отделить ее от литературы, провести между ними четкую границу очень трудно или даже невозможно. Художник, изображая людей, предметы, помещая их в интерьеры или ландшафты, тем самым в любом случае создает некую фабулу, которая даже помимо его воли стремится достроиться до сюжета в глазах зрителя.



Брейгель, живописная мощь которого воистину велика, многослоен и многоуровнев. Вот уж к кому во всех смыслах и во всей полноте применимо расхожее выражение "он выше этого"! Мужицкий - такое прозвище закрепилось за ним в истории искусств - Брейгель ведет себя как истинный аристократ. Никто не уйдет от него обиженным, никого он не ткнет носом в недостаточность его культуры восприятия или информированности, ни у кого не разовьет комплекса неполноценности и не заставит почувствовать себя идиотом.



Со зрителем непосредственным и по преимуществу литературоцентричным он будет говорить на языке пословиц. О сюжетах, пришедших в картины Брейгеля из стихии народного языка, написаны мегатонны текстов. Я не буду на них особенно останавливаться не только поэтому, но и потому, что языком этим не владею, зато, неплохо владея русским, хорошо себе представляю, насколько бессмысленно рассуждать об этих материях с чужих слов.
Вот, например, Безумная Грета - говорят, это персонаж какой-то голландской пословицы о жадности.



И, если присмотреться, кое-что на этой картине вполне может служить иллюстрацией и к русским пословицам и крылатым выражениям на эту же тему. Как минимум, пара таких русских выражений сходу приходит мне на память.



Зритель, склонный к обобщениям, наверное, задумается.
Не каждый ли из нас, как Грета, с боями прорывается через минное поле своей жизни, обрастая по пути смешными материальными ценностями, всеми этими нелепыми сковородками - у кого-то чугунными, у кого-то золотыми, но, в сущности, одинаково жалкими?..

Где та грань, когда потребность обладать очередной сковородкой перестает быть простым желанием обустроить свою жизнь или, что часто гораздо важнее, обеспечить себе пусть иллюзорное чувство защищенности, и переходит в грех жадности?..



Мир вокруг Греты рушится и проваливается в тартарары прямо сейчас - это чувство каждому из нас знакомо. В минуты острого горя или отчаянья мы испытываем это чувство, в остальное время нашей жизни нам милосердно позволяется его заглушить, накинуть покров утешительных иллюзий на эту страшную правду. Духовидцы с этим знанием живут постоянно. И описания этой природы мира прорываются у них с удивительной точностью. Помните Гернику?.. Помните у Блока "Не таюсь я перед вами, Посмотрите на меня: Я стою среди пожарищ, Обожженный языками Преисподнего огня"?.. Помните у БГ "Этот поезд в огне и нам некуда больше бежать"?..



И что безумней - Грета с ее вытаращенными глазами и сковородками, или мир вокруг нее?.. Неужели преисподний огонь - о, никто не написал его лучше Брейгеля - не ворвался бы в этот мир, не будь Грета подвержена греху жадности?.. Есть ли у Греты выбор, можно ли вообще в этом безумном рушащемся мире цвести просветленной и гармоничной фиалкой, не поддавшись ни одному искушению?.. А, если предположить, что такое возможно - не для святых, спускающихся иногда от престола всевышнего навестить нас в нашей юдоли скорби, а для нас, грешных и простых грет, если мы преодолеем все свои безумия и искушения - изменится ли картина мира?.. Языки преисподнего огня спрячутся, морок развеется, небо прояснится, вместо грозного, неумолимого и необъяснимого мир станет светлым и безопасным?.. Вы сами-то в это хоть на секунду верите?

Не ждите, что я вот сейчас передам вам от Брейгеля ответы на эти вопросы! Кто я такая... Я даже сами вопросы ему не приписываю. Это мои вопросы. Которые множатся до бесконечности, пока продолжается этот диалог с картиной. И диалог мог бы продолжаться вечно, прервать его так же трудно, как бросить провод под высоким напряжением. Вопросы, которые у меня рождаются, таковы, что хочется закрыть уши, чтоб не услышать ответов.

Но как же жить тогда, без надежды, в мире, который горит и рушится, понимая, что мы бессильны что-то с этим сделать? Мы ведь так не умеем! И Брейгель - не тот, кто последнюю надежду отнимает. Наоборот, он ее дает. Во-первых, тем, что через ведомые ему области насказанного трансцендентного знания проводит за руку, не оставляя никого с этим невыносимым знанием один на один. Он рядом. А что может быть важнее, чем знать, что кто-то будет рядом, не оставит тебя даже в адском пламени! В особенности в адском пламени.

Во-вторых, он не судит. В значении не осуждает. Не тычет нас носом в наши грехи и несовершенства. Не говорит нам "все будет хорошо", которое мы всегда так жаждем услышать, а, услышав, никогда не верим и, наоборот, глубже погружаемся в пучину отчаянья и одиночества. Брейгель слишком уважает человека - и себя, и своего зрителя - чтобы унижать его подслащиванием пилюли. Честность - вежливость художника. Не будет ничего хорошо, сейчас все уже плохо, и будет только хуже. Но мы - тут! И с этим нужно что-то делать.

И что же мы можем сделать? Да очень много. Мы можем быть мужественными. Мы можем быть снисходительными и великодушными. Мы можем не уподобляться адским исчадиям, не умножать зла и безумия, которого итак достаточно в этом мире. Мы можем любить. Мы можем каждый день придумать тысячу способов принести любовь и нежность в этот лежащий во зле безжалостный мир.

Как Брейгель. Который, не питая никаких иллюзий, все-таки пишет свой заснеженный голландский Вифлеем с такой невыразимой нежностью. Что, кажется, не снег падает с неба, укрывая собой и событие рождества, и весь этот мучительно прекрасный мир, а любовь, воплотившись в эти тихие хлопья, гасит адский огонь, заставляя его отступить, скрыться в преисподней.



Явление чуда в этом мире не меняет обычного хода вещей. Это важное свойство чуда - происходить на самом краю бытия. Оно касается всех, но увидеть его - личный выбор и усилие каждого. Опознать в толчее волхвов и пастухов, идущих поклониться чуду. Или не опознать, оставшись в маленьком кругу своей жизни, лишь его освещая своей любовью.

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи.

Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звезд.

А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.
И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры…
…Все злей и свирепей дул ветер из степи…
…Все яблоки, все золотые шары.

Часть пруда скрывали верхушки ольхи,
Но часть было видно отлично отсюда
Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи.
Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,
Могли хорошо разглядеть пастухи.
— Пойдемте со всеми, поклонимся чуду,-
Сказали они, запахнув кожухи.

От шарканья по снегу сделалось жарко.
По яркой поляне листами слюды
Вели за хибарку босые следы.
На эти следы, как на пламя огарка,
Ворчали овчарки при свете звезды.

Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды.
Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.

По той же дороге, чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.
Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.

У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.
— А кто вы такие? — спросила Мария.
— Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести вам обоим хвалы.
— Всем вместе нельзя. Подождите у входа.
Средь серой, как пепел, предутренней мглы
Топтались погонщики и овцеводы,
Ругались со всадниками пешеходы,
У выдолбленной водопойной колоды
Ревели верблюды, лягались ослы.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Posts from This Journal by “выставка/музей” Tag

promo verapapkova september 14, 09:15 Leave a comment
Buy for 10 tokens
В ответ на целую серию запросов я решила собрать в одном посте все готовые вещи, которые можно купить прямо сейчас. По мере появления новых и/или продажи имеющихся буду этот пост обновлять. Поехали! Здесь самое актуальное сейчас - на подарки и для себя - шапки! Собрала их в специальный шапочный…

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Jan. 22nd, 2019 04:59 pm (UTC)
С днём Рождения, Вера!
Чтоб в наступающем персональном году было ВСЁ по-новому и замечательно ВКУСНО СВЯЗАНО И ПРЕКРАСНО!!! С горячим приветом из Екатеринбурга.
verapapkova
Jan. 24th, 2019 07:45 am (UTC)
Re: С днём Рождения, Вера!
большое спасибо! )
krambambyly
Jan. 23rd, 2019 10:24 am (UTC)
image.gif
verapapkova
Jan. 24th, 2019 07:45 am (UTC)
большое спасибо! )
livejournal
Jan. 23rd, 2019 10:34 am (UTC)
Брейгель. Безумная Грета в безумном мире
Пользователь krambambyly сослался на вашу запись в своей записи «Брейгель. Безумная Грета в безумном мире» в контексте: [...] https://verapapkova.livejournal.com/271178.html?embed [...]
galik_123
Jan. 23rd, 2019 11:45 am (UTC)
С Днём Рождения, Вера!
Счастливых дней, ярких впечатлений, приятных встреч и добрых новостей!
verapapkova
Jan. 24th, 2019 07:45 am (UTC)
большое спасибо! )
sedov_05
Jan. 24th, 2019 01:55 am (UTC)

verapapkova
Jan. 24th, 2019 07:45 am (UTC)
большое спасибо! )
( 9 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars