Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Categories:

Размышление с Брейгелем

Вот уже месяц прошел после встречи с Брейгелем, а она до сих пор занимает все мысли, до сих пор продолжается этот внутренний разговор. И что поражает больше всего, так это его острая актуальность. Уж не знаю, как могло так получиться, что мы целых пять веков бешено вращали педали, куда-то мчались, напридумывали кучу прекрасного и натворили кучу чудовищного, но сегодня снова оказались в той самой точке, в которой именно у Брейгеля можем найти очень важные ответы на очень мучительные и очень сегодняшние вопросы.



Может, это великий Брейгель так опередил свое время?.. Может, это мы все эти века, как хомяки, мчимся, выбиваясь из сил, внутри какого-то колеса, оставаясь на одном месте?.. Может, очень важное - это про ту часть человеческого, которая вообще мало коррелирует с внешними обстоятельствами вроде эпохи?.. Наверное, все это вместе. Как бы то ни было, одно мне совершенно ясно - для моего размышления, для восстановления цельности моей сильно посыпавшейся картины мира, мне было критически важно увидеть именно Брейгеля.



Почему благороднейший из всех когда-либо воплощавшихся Брейгель получил такое прозвище - Мужицкий - очень понятно, его полотна населены народом. Тем самым, за которым позже установилось малосимпатичное название народные массы. Еще позже, совсем уже в наше время, появилось определение 86%. И в чем же здесь благородство?.. В самоидентификации по отношению к этим 86%.



Есть два общераспространенных типа самоидентификации.
Один - старая добрая позиция "все в говне/дураки/пидорасы, один я в белом/умный/дартаньян". Вы идиоты, малограмотные, быдло, я вам сейчас все объясню, но вы все равно не поймете, потому что вы идиоты.



Другой - не менее старая позиция "мы академиев не кончали/да, скифы мы, да, азиаты мы", предполагающая, что необразованность, дикость, звероватость и агрессивность это не просто нормально, а ими можно кичиться. А уж если эти качества в какой-то момент получают официальную поддержку, то даже и нужно.



При внешней противоположности этих позиций, по существу они совершенно одинаковы - я знаю, как правильно. Это печлаьно, смехотворно и жалко. Это демонстрирует фатальную ущербность, наркотическую зависимость от иллюзорного ощущения собственной правоты, восполняющего, врачующего какой-то глубокий и болезненный комплекс. В конце концов, это просто глупо.



Какое счастье, что есть Брейгель, как воплощенный пример позиции, не вписывающейся в эту дихотомию. В этом состоит его первый урок для меня, настолько важный, что ради него одного стоило вот это все - когда предлагается выбор одно из двух, или-или, между черным и белым, скорей всего, нужно выбирать третье. Потому что такой выбор сам по себе ложен, ошибочно не согласие с одним из, а само согласие делать такой выбор. Мир состоит не из черного и белого. А из того бесконечно разного, что между ними. Правильный выбор - не соглашаться на такой выбор.



Вот тут наступает тонкий момент про то, как построить фразу. Проще всего было бы сказать, что Брейгель видит своих персонажей так-то и так-то. Но уж столько-то ума у меня есть, чтобы понимать, как глупо предполагать, будто я знаю, что и как видит Брейгель! Так что буду говорить от первого лица, не от эгоцентризма, а, наоборот, от тщательности - я вижу.



Так вот, я вижу брейгелевских персонажей во всей их... правде. Это те самые мужики, крестьяне, плебс и почва, они грубые, чтоб не сказать страшные, простые, чтоб не сказать тупые. Их желания и запросы примитивны, и с ними, как будто бы, не хотелось бы и не о чем коммуницировать.



Даже брейгелевские дети, занятые своими играми, не вызывают ну никакого умиления, такое чувство, что они написаны человеком, который только что несколько часов провел в окружении чужих детей в самолете. Ну и это, в общем, вполне логично - такие вот быдловатые дети и становятся потом такими мурловатыми взрослыми.



И как соотносит себя с этой как будто бы мрачной народной массой сам Брейгель, духовидец, беседующий с ангелами, тончайший, божественного совершенства живописец? Я не вижу, чтобы он помещал себя на противоположный от них берег, не вижу, чтобы он себя им противопоставлял - я даже не могу сказать, чтобы он сколько-нибудь от них дистанцировался. У яблока очень мало общего с корнями яблоневого дерева, но только очень глупое яблоко стало бы от них открещиваться и делать вид, что оно само по себе откуда-то взялось, такое чистенькое, душистое, прозрачное и бело-розовое, а про грубый ствол и корни, уходящие глубоко в почву, в грязь, вглубь, оно ничего вообще и не знает.



Брейгель - умное яблоко. Он как раз все знает о корнях в глубине. Знает - это не значит дистанцируется от них, как не значит и до них опускается. Он не карабкается на эту свою возвышающуюся над обыденностью точку обзора, ему не нужна победа в игре "царь горы". На эту высоту его поднимает сама способность к обобщению, видеть мир в целом, во всей его сложности, одновременно не упуская из фокуса его детали и частности.
Он слишком хорошо знаком с этими деталями и не видит причины ими жертвовать, чтобы можно было усомниться в его принадлежности к почве.



Люди такие люди. Когда возникает - а она постоянно, неизменно, во все времена и эпохи вновь и вновь возникает - ситуация, требующая избиения младенцев, никого никогда не приходится долго упрашивать. И стоит чуть-чуть приподняться, как становится очевидно, что между избиваемыми и избивающими нет никакой принципиальной разницы, никакой границы, они всегда суть одно, ничем друг от друга не отличаются, и эти слагаемые меняются местами очень легко и даже случайно.



Какое же оправдание находит Брейгель... вот опять! Какое оправдание для этих людей, которые примерно всегда примерно на 86% как будто бы быдло, нахожу у Брейгеля я? Никакого. Знаете, почему? Да потому что его не надо искать. Оно налицо.



Мир, каким он предстает у Брейгеля, очень... обустроен. В нем невозможно отделить божественную заготовку от того, чем ее наполнили люди. Нынешнее состояние мира является результатом не только божественного творения, но и человеческого присутствия, и этим результатом нельзя не залюбоваться. Во всяком случае, если смотреть с достаточного расстояния, с которого отдельные частности вроде мертвых младенцев не слишком бросаются в глаза.



И кто же сложил так все эти камни, что из них получились естественно продолжающие замысел дома, соборы и города, кто возделывает эти поля, кто наполнил и каждый день продолжает наполнять этот мир не только кровью, но и запахом хлеба и теплом жилья? Да вот эти самые люди, которые такие люди.



И сводится ли их существование к удовлетворению простых и низменных потребностей, в свободное от чего время они являются лишь безмозглыми орудиями очередного избиения самих себя в руках коварных и малочисленных манипуляторов?



А вы спросите об этом у Филиппа Испанского. Он вам не расскажет, дурак он что ли, такое рассказывать, но вы у Шарля де Костера про это прочтите, там отлично написано. Как вот эти самые как будто бы безмозглые мужики, жизнь которых проходит в грязи и скотстве, взяли и натянули нос Филиппу Испанскому без каких бы то ни было к тому объективных предпосылок. На одном совершенно субъективном и совершенно непонятно в каком месте у них хранящемся внезапно чувстве собственного достоинства.



Чертовски сложная штука, этот мир. Ничего в нем не делится на черное и белое, ничего в нем нет простого, и уж точно не человек самая простая часть этого мира. Некоторым, как Брейгелю, дана мудрость приблизиться к пониманию этой сложности. Остальным дан Брейгель. И это для нас, остальных, самая настоящая божеская милость, особенно когда времена вокруг так и заставляют смотреть на вещи просто, деля все на черное и белое.



Простите, что написала про него так много. Простите, что, наверное, так непонятно. Не написала - гораздо больше, поверьте. То, о чем не написано, будет долго еще светить, греть, давать силы и причину жить, что-то делать, кем-то и чем-то быть, любить, не соглашаться на простое и ценить сложное.

Tags: Вена, выставка/музей, персоналии, путешествие
Subscribe

Posts from This Journal “выставка/музей” Tag

  • ИзоИзоляция с вязанием

    Конечно, вы все уже знакомы с потрясающим проектом ИзоИзоляция, возникшим, как спонтанная реакция на психологически непростую ситуацию внезапного…

  • Айя-София моего сердца

    С начала января - вот сколько времени я, побывав в Стамбуле, каждый день очень хочу вам о ней рассказать. Что же мне так долго мешало это сделать?…

  • Гейнсборо в Пушкинском

    Мое маленькое разочарование от этой выставки связано только с тем, что не привезли некоторые вещи, с которыми мне очень хотелось повидаться. Тот…

  • Дюрер в Альбертине

    Я была в Вене в октябре, прошло почти три месяца, а я все еще мысленно живу в залах Альбертины, в мире Дюрера. А, может быть, точнее будет сказать,…

  • Египетский музей, Мюнхен

    Наши дни звездным часом египетского искусства никак не назовешь. На выставку египетских древностей, случись такая, вряд ли люди выстроятся в…

  • Коломан Мозер, художник Сецессиона

    Сорт модерна, произраставший в немецкоязычных землях, называется югендстиль. Выставка австрийского художника Коломана Мозера расширяет представление…

  • Вилла Штука, Мюнхен

    Эту виллу построил для себя по собственному проекту художник Франц фон Штук. Справочники относят ее к неоклассицизму, но, на самом деле, если здесь и…

  • Музей игрушек в Мюнхене

    Для начала я хочу сразу отмести предположения, что это место специфически детское, вроде Диснейленда, что взрослым нечего там делать, если только они…

  • Лондонская школа в Пушкинском

    Хотим мы того или нет, осознаем рационально или переживаем как эмоцию, но мы, люди начала XXI века, находимся во власти вопросов о том, что собой…

promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments