Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Categories:

Русские платки в Русском музее

Выставка "Платки и шали в России XVIII–XXI веков" будет продолжаться до 11 марта, еще есть время на нее попасть. Я специально съездила в Питер, чтобы на нее сходить.



В Русском музее одно из самых богатых в России собраний платков и шалей, так что выставка очень большая.



Платок или его разновидности, такие как шаль или фата, был непременным и важным элементом женского костюмного комплекса с давних времен буквально до начала ХХ века.



Не всегда и не обязательно он был квадратным, как нам сейчас это представляется.



Иногда в качестве накидываемой на голову фаты использовались полотна ткани прямоугольной формы, которые назывались канаваты или канаватки.



В допетровские времена важной частью не только костюма богатых людей, но и ритуала были платки, которые не надевали на голову, а держали в руках. Такие платки назывались ширинки, потому что их размер определялся шириной ручного ткацкого станка, и были богато украшены.



Вот кукла последней трети XVIII в., которая изображает боярышню с таким платком-ширинкой в руках.



Выставка демонстрирует не только разнообразие костюмов, дополнением к которым служили платки и шали.



Экспонаты представляют богатую карту центров прикладного искусства



и разнообразие текстильных техник, которые применялись в разное время в разных регионах.



Потрясающее золотное шитье из Каргополя.



Такой платок выглядит уже не как текстильный объект, а как драгоценное ювелирное изделие.



И весь наряд с этим платком становится драгоценным и величественным.



Другой стиль шитья золотыми нитями демонстрируют платки из Балахнинского уезда Нижегородской губернии.





Кисейный платок с вышивкой золотыми нитями и канителью в составе праздничного костюма. Торопец, Псковская губерния.



Тончайшие вуалевые покрывала, вытканные из разноцветных нитей жаккардом.





Вышивка тамбурным швом золотыми и шерстяными нитями по шелковой кисее.



Немыслимой красоты узорчатые парчовые платки производились методом ручного ткачества на мелких фабриках и производствах, которых по разным российским губерниям было великое множество.









Платки и шали составляли обязательную часть женского костюма всех сословий, не исключая и самого высшего.



Они могли быть исполнены в самых различных техниках, например, в кружеве.



Часто эти роскошные вещи производились в мастерских непосредственно при дворянских усадьбах.



Особенно большая концентрация текстильных производств была в губерниях центральной России.





Эти производства специализировались на разных техниках. Очень популярны были т.н. репсовые или рипсовые платки.



Популярнейшей техникой была набойка. Которая постепенно и вытеснила все остальные, к настоящему времени оставшись фактически единственной.



Платки такого типа мы сейчас опознаем как павловопосадские. Но конкретно вот эти, например, были выпущены на совсем другой фабрике.



Дело в том, что на рубеже XIX и XX веков в Московской и прилегающих губерниях существовало большое множество фабрик, выпускавших платки в одной технике и одной стилистике.



Даже специалисты не всегда могут с уверенностью определить, на каком именно производстве был изготовлен платок, который мы сейчас относим к павловопосадским.



Иногда однозначная атрибуция возможна только в том случае, когда на платке стоит клеймо с прямым указанием производителя.



Но сейчас из всего былого множества производств единственным действующим осталась именно Павлово-Посадская фабрика.



Здесь бережно сохраняют традиции, восстанавливая исторические дизайны и создавая новые с сохранением узнаваемой стилистики.



Мне жаль, что я не могу показать вам всю выставку, каждый ее экспонат один за другим! Но на некоторых я все-таки остановлюсь подробней. Не переключайтесь )

Tags: выставка/музей
Subscribe

Posts from This Journal “выставка/музей” Tag

  • Гейнсборо в Пушкинском

    Мое маленькое разочарование от этой выставки связано только с тем, что не привезли некоторые вещи, с которыми мне очень хотелось повидаться. Тот…

  • Дюрер в Альбертине

    Я была в Вене в октябре, прошло почти три месяца, а я все еще мысленно живу в залах Альбертины, в мире Дюрера. А, может быть, точнее будет сказать,…

  • Египетский музей, Мюнхен

    Наши дни звездным часом египетского искусства никак не назовешь. На выставку египетских древностей, случись такая, вряд ли люди выстроятся в…

  • Коломан Мозер, художник Сецессиона

    Сорт модерна, произраставший в немецкоязычных землях, называется югендстиль. Выставка австрийского художника Коломана Мозера расширяет представление…

  • Вилла Штука, Мюнхен

    Эту виллу построил для себя по собственному проекту художник Франц фон Штук. Справочники относят ее к неоклассицизму, но, на самом деле, если здесь и…

  • Музей игрушек в Мюнхене

    Для начала я хочу сразу отмести предположения, что это место специфически детское, вроде Диснейленда, что взрослым нечего там делать, если только они…

  • Лондонская школа в Пушкинском

    Хотим мы того или нет, осознаем рационально или переживаем как эмоцию, но мы, люди начала XXI века, находимся во власти вопросов о том, что собой…

  • Китайские собаки в Пушкинском

    С тем большим удовольствием вам их показываю, что они и для меня самой стали приятным сюрпризом! Как-то анонс этой выставки прошел мимо меня, в…

  • Пьеро делла Франческа в Эрмитаже

    Эта маленькая по объему выставка, только что закончившаяся в Эрмитаже, большое событие. В российских собраниях нет работ Пьеро делла Франческа.…

promo verapapkova april 21, 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments