?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Хотим мы того или нет, осознаем рационально или переживаем как эмоцию, но мы, люди начала XXI века, находимся во власти вопросов о том, что собой представляет человеческая природа. Кто мы, какие мы, где мы, как мы, черт побери, тут оказались, и почему так больно?


Фрэнсис Бэкон. Этюд к портрету II (по прижизненной маске Уильяма Блэйка), 1955

Я не буду останавливаться на фактологической стороне того, что собой представляет Лондонская школа живописи, на личностях и биографиях входивших в нее художников, потому что это потребовало бы написать целую книгу.



Да что там школа - жизнеописание одного только Фрэнсиса Бэкона дает материал для целого сериала, который как будто снимали фон Триер, Джармуш и Линч под руководством Тарантино. В какой-то другой вселенной, где было бы возможно их объединение в единый творческий коллектив.



Это немного похоже на сочинение "Как я провел лето". Лето у всех было примерно одинаковое, но сочинения получатся очень разные.
Лондонская школа - это такое написанное человечеством сочинение "Как я провел ХХ век".


Дэвид Бомберг. Бомбовый склад, 1942

Авторы других сочинений на эту тему поднимаясь до высот трагических обобщений, как Пикассо в Гернике, свидетельствовали, что мир рухнул, что сама плоть мира исказилась и подверглась распаду.


Фрэнсис Бэкон. Этюд к портрету на раскладной кровати, 1963

Лондонская школа свое сочинение о ХХ веке пишет, принципиально никуда не поднимаясь, как, впрочем, и не спускаясь в гостеприимно распахнувшийся ад.


Р.Б.Китай. Вариации Эразма, 1958

Она описывает мир на уровне глаз. И свидетельствует, что мир-то как раз не рухнул. Если бы! Быть хотя бы статистом в сюжете об эпической гибели мира, погибнуть с ним вместе, под его обломками, в языках адского пламени, это страшно и больно, но грандиозно и величественно.


Франк Ауэрбах. Портрет Леона Коссофа, 1951

Мир Лондонской школы и не подумал рухнуть. Он раздавил человека, и в том, как это произошло, не больше величия, чем в гибели дождевого червяка под колесами мчащихся машин - противный звук, который никто не услышит, и маленькое мокрое место, которого никто не заметит.


Фрэнсис Бэкон. Три фигуры и портрет, 1975

То, что было тобой, твоей единственной жизнью, размазано по колесу и перестало существовать не в результате твоего героического и безнадежного противостояния с миром - о боже, нет, ничего личного! Мир просто не заметил, что ты вообще был.


Франк Ауэрбах. Примроуз-Хилл, 1967-1968

Быть отвергаемым, непонятым, изгоем, парией, вопиющим в пустыне, невинной жертвой, одиноким воином в поле - подставьте любой вариант гибели человека в конфликте человека с миром, конфликте с заведомо неравными силами и предрешенным финалом - и вы увидите, что эта гибель может иметь если не смысл, то хотя бы сюжет.


Фрэнсис Бэкон. Триптих. Август 1972

У гибнущего есть в этой пьесе хотя бы роль, он хотя бы будет упомянут в программке.


Фрэнсис Бэкон. Триптих. Август 1972

Особый розовый, постоянно присутствующий у Бэкона, не позволяет мне перестать думать об этом беззащитном тельце дождевого червяка, раздавливаемого миром безвестно, бессмысленно, бессюжетно.


Фрэнсис Бэкон. Триптих. Август 1972

Ему отказано как бы даже в факте существования.


Фрэнсис Бэкон. Триптих. Август 1972

Мир, не заметивший, что его уничтожил, продолжает функционировать неумолимо и сложно, его плотность его материи ничем не нарушается.


Франк Ауэрбах. Строительная площадка на Оксфорд-стрит I. 1959-1960

Краска накладывается слой за слоем, так, что она делает поверхность практически уже не живописной, а скульптурной, осязаемо и буквально создавая ощущение тяжелого строительного раствора. Цемент не имеет ничего против человека, которого заливает - просто так это работает.


Франк Ауэрбах. Строительная площадка на Оксфорд-стрит I. 1959-1960

Изображения людей, преобладающие в фигуративной Лондонской школе, объединяет некая особенность, которую я назвала бы отказом от коммуникации.


Фрэнсис Бэкон. Портрет Изабель Росторн, 1966

Наверное, нигде больше не сконцентрировано такого количества изображений спящих.


Люсьен Фрейд. Ли Бауэри, 1991.

В каком-то смысле это антипортреты, в них сделано все, чтобы не раскрыть, а, наоборот, закрыть человека.


Люсьен Фрейд. Девушка в полосатой ночной рубашке, 1983-1985

Те персонажи, которые не спят, пребывают в неком сомнамбулическом состоянии. Их взгляд невозможно поймать, они смотрят куда-то сквозь, будто на что-то, принадлежащее иному миру.


Дэвид Бомберг. Жена и ребенок художника, 1937

Невольно вспоминается принадлежащая другому автору ХХ века формула "С широко закрытыми глазами".


Люсьен Фрейд. Девушка с котенком, 1947

Взгляд неспящих устремлен в себя и никакой почвы для коммуникации не оставляет.


Люсьен Фрейд. Мать художника IV, 1973

Редкий случай взгляда, не выходящего за границы нашей реальности - автопортрет Фрейда с чертополохом.


Люсьен Фрейд. Мужчина с чертополохом (Автопортрет), 1946

В тех случаях, когда герои находятся в состоянии коммуникации со зрителем или художником, коммуникация эта происходит неким новым и потому странным образом.


Паула Регу. Невеста, 1994

Даже сюжеты, казалось бы, умиротворенные, развиваются в среде, несущей смутную и от того еще более явную угрозу.


Майкл Эндрюс. Мы с Мелани плаваем, 1978-1979

Танцующие люди выглядят статистами, сомнамбулами, лишь формально исполняющими роли танцующих людей. Отчуждение и невозможность коммуникации в том смысле, в каком она понималась до сих пор.


Паула Регу. Танец, 1988

Обнаженная натура, которая в Лондонской школе занимает существенное место, обнаженность тоже встраивается в контекст отказа от коммуникации.


Люсьен Фрейд. Дэвид и Илай, 2003-2004

Одежда, как нам хорошо известно, помимо всего прочего, служит каналом коммуникации, она рассказывает о человеке очень многое. Либо, в случае ее отсутствия, оставляет все в тайне.


Юэн Аглоу. Заги, 1981-1982

Беззащитность открытой позы и замкнутость непроницаемого двойного контура, выстраиваемого обнаженностью и состоянием сна, создают драматический конфликт, мучительный и неразрешимый.


Люсьен Фрейд. Обнаженный портрет, 1972-1973

В сочинении Лондонской школы о ХХ веке фокус внимания настолько экзистенциален, сосредоточен настолько в глубине человеческого существа, что это само по себе делает незначимыми все внешние обстоятельства, ранее имевшие значение. Игнорируется не только конвенциональное дотоле понятие телесной красоты.


Люсьен Фрейд. Спящая женщина, 1995

Даже чуть опережая ХХ век, Лондонская школа не то чтобы даже признает гендерное равенство, она игнорирует этот вопрос как незначимый - действительно, в сюжете размазывания червяка колесами не подозревающей о его существовании машины какое имеет значение пол размазываемого? Тем более, что у червяка он не то чтобы даже был.


Фрэнсис Бэкон. Лежащая женщина, 1961

Эта выставка определенно не из тех, которые для удовольствия. Она для подведения итогов и понимания. Если иногда вам кажется, что мир уходит у вас из-под ног - вам это не кажется, это так и есть. Посмотреть в глаза этой правде страшно, больно, и удовольствия уж точно не доставляет.


Майкл Эндрюс. Внезапно упавший мужчина, 1952

Возможно, вам знакомо это состояние, когда в минуту потрясения, шока, напряженного усилия что-то осмыслить или полной опустошенности внимание фокусируется на каком-нибудь материальном объекте. Когда изо всех сил всматриваешься в переплетение нитей на рукаве куртки или в рисунок на обоях, внутри идеальная пустота, и нет ничего, чем можно было бы это прервать.


Люсьен Фрейд. Два растения, 1977-1980

Это кататоническое состояние одновременно защитное, отключающее мысли, когда причиняемая ими боль превосходит порог переносимости - и ресурсное. Энергосберегающий режим, позволяющий собрать силы для перехода на новую ступень понимания.

Выставка продлится до 19 мая - еще успеете!

Posts from This Journal by “выставка/музей” Tag

  • Египетский музей, Мюнхен

    Наши дни звездным часом египетского искусства никак не назовешь. На выставку египетских древностей, случись такая, вряд ли люди выстроятся в…

  • Коломан Мозер, художник Сецессиона

    Сорт модерна, произраставший в немецкоязычных землях, называется югендстиль. Выставка австрийского художника Коломана Мозера расширяет представление…

  • Вилла Штука, Мюнхен

    Эту виллу построил для себя по собственному проекту художник Франц фон Штук. Справочники относят ее к неоклассицизму, но, на самом деле, если здесь и…

  • Музей игрушек в Мюнхене

    Для начала я хочу сразу отмести предположения, что это место специфически детское, вроде Диснейленда, что взрослым нечего там делать, если только они…

  • Китайские собаки в Пушкинском

    С тем большим удовольствием вам их показываю, что они и для меня самой стали приятным сюрпризом! Как-то анонс этой выставки прошел мимо меня, в…

  • Пьеро делла Франческа в Эрмитаже

    Эта маленькая по объему выставка, только что закончившаяся в Эрмитаже, большое событие. В российских собраниях нет работ Пьеро делла Франческа.…

  • Большой архангельский наряд с Андреем Боровским

    Это была лекция-концерт из цикла Быль и сказка русского костюма. И я не смогу поделиться своими впечатлениями, не используя в каждой фразе…

  • Русские платки в Русском музее. Вяжущим - с любовью

    Разумеется, разговор о русских платках невозможен без главы, посвященной оренбургским платкам и шалям! Меня скорей удивило, что им была посвящена…

  • Русские платки в Русском музее. Конструкция платка?..

    Не удивляйтесь - да! Невозможно расставить по местам, что важнее всего в предмете одежды - его фактура, декор, цвет или крой - да и неправильно это в…

promo verapapkova апрель 21, 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
eliseevna_50
May. 17th, 2019 12:34 pm (UTC)
Спасибо большое! Как всегда, прекрасный пост!
verapapkova
May. 17th, 2019 02:29 pm (UTC)
вам большое спасибо за внимание и отклик )
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars