Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Category:

Коломан Мозер, художник Сецессиона

Сорт модерна, произраставший в немецкоязычных землях, называется югендстиль. Выставка австрийского художника Коломана Мозера расширяет представление о модерне, даваемое основной экспозицией Виллы Штука и, в непосредственном сравнении, позволяет уловить тонкие отличия и специфику австрийского, венского югендстиля.



В последние годы XIX в. в Вене возникло объединение художников, исповедовавших отказ от консервативного академического историзма, вслед за Мюнхенским и Берлинским, названное Венским сецессионом. Иногда этот термин - Венский сецессион - используется более широко, для обозначения австрийской ветви югендстиля.



Коломан Мозер входил в число основателей Венского сецессиона наряду с другими выдающимися художниками, например, с Густавом Климтом, чье имя наверняка хорошо вам знакомо.
Вот почему на выставке Мозера и одна очаровательная работа Климта была представлена:



Как и большинство художников Сецессиона, Мозер имел классическое академическое художественное образование. Его ранние живописные работы, как этот автопортрет, в общем, не выходят за стилистические рамки бидермайера.



Хотя новый стилистический потенциал в них, несомненно, виден.





Помимо чисто художественных причин, расцвет югендстиля в Австрии был поддержан причинами чисто экономическими. Австро-венгерская монархия стала конституционной, что запустило процессы демократизации в обществе, которые, в свою очередь, привели к попаданию большего числа людей в средний и высокий средний класс. Для художественного рынка это означало появление большего числа потребителей его продукции.



А технический прогресс и связанное с ним развитие производства сделали доступными всевозможные предметы быта и повседневного обихода.



Характерной чертой модерна в целом и югендстиля в частности стало размывание границы между искусством и ремеслом. Точнее, граница эта расширилась, включив в себя, помимо "высоких" искусств, архитектуры, живописи и скульптуры, получившие равные с ними права искусства "низкие", прикладные.



Собственно, в этот период начало складываться понятие дизайна. И Коломан Мозер стал одним из первых дизайнеров в том смысле, в каком мы сейчас это понимаем.





Трудно назвать какую-то прикладную область, в которой бы он не работал. Например, типографика, каллиграфия и то, что сейчас обозначается, как леттеринг, создание типографских и рукописных шрифтов и отдельных букв, буквиц.





Шрифты в модерне стали совершенно самостоятельным, автономным и очень ярким полноправным искусством. Экспонаты выставки позволяют не только увидеть законченные шрифтовые образцы, но и проследить процесс их рождения.



Искусство экслибриса в эпоху модерна переживало расцвет.



Мозер создал немало прекрасных работ и в этом жанре.

Штудии Мозера, бесконечно исследующие пластику какого-нибудь одного листка растения, своим блеском и тщательностью заставляют вспомнить штудии Дюрера.



Видно, как художник сначала изучает природу растений с беспристрастностью ученого-ботаника,



а затем блестяще стилизует его, основываясь на этом знании.



Создавал Мозер и эскизы мебели.





Мне жаль, что я не могу поближе показать вам вышитых пайетками рыб за стеклами этого кабинета его дизайна! Как выяснилось, этот экспонат нельзя было фотографировать, так что снять рыб поближе я не успела, но вот эта контрабандная фотка у меня осталась.



Посуда? Конечно.







Книги? Безусловно.





Всевозможные виды типографской продукции? Во всем их разнообразии,





реклама,





постеры,







афиши...



Мозер много путешествовал по Европе, чутко воспринимая влияния других мастеров и школ модерна. Среди множества художников, знакомство с которыми обогатило творческую палитру Мозера, нельзя не назвать великолепного швейцарца Фердинанда Ходлера. (Может мне кто-нибудь сказать, почему я до сих пор не представила вам большую экспозицию Ходлера из художественного музея Цюриха, в котором побывала прошлым летом??? Я исправлюсь, покажу обязательно!)



Шотландец Чарльз Ренни Макинтош - еще одно культовое имя модерна, еще один художник, чье творчество оказало на Мозера большое влияние. Работы Макинтоша были представлены на одной из выставок в знаменитом выставочном зале Cецессиона. Вот макет этого легендарного здания, квинтэссенции югендстиля, венская школа которого иногда так и называется - сецессион.





А вот выполненный Мозером эскиз витража для здания Сецессиона.



Нельзя не упомянуть и об английском художественном движении Arts & Crafts, влияние которого, на мой взгляд, особенно явно проявляется в текстильных работах Мозера.







Разработанные им дизайны тканей совершенно великолепны.





В них, может быть, наиболее наглядно манифестируется идея включения прикладного дизайна в круг искусства.







«Времени — его искусство, искусству — его свободу!» (Нем. Der Zeit Ihre Kunst. Der Kunst Ihre Freiheit.)



Этот девиз, и сейчас украшающий фасад Сецессиона, относится не только к югендстилю, но и к творчеству Коломана Мозера.



В 1903 он, вместе с еще одним художником, основал Венские мастерские - производственное сообщество представителей изобразительного искусства, ставившее себе целью реформирование художественного ремесла. В 1905 с Густавом Климтом и группой художником вышел из основанного им же Сецессиона из-за разногласий во взглядах на искусство. В 1907, опять-таки из-за разногласий во взглядах, вышел из Венских мастерских, вновь начав больше внимания уделять живописи.



Эти перипетии свидетельствуют о постоянном творческом поиске, в котором находился Мозер, и неизменной творческой честности, неизменном равенстве художника самому себе.



Наверное, поэтому творчество Мозера являет собой пример стилистической цельности и верности художественным принципам нового времени, заслуга формулирования которых во многом ему же и принадлежит.

Tags: выставка/музей, персоналии
Subscribe

Posts from This Journal “выставка/музей” Tag

  • Невероятно, но факт!

    Случалось ли вам когда-нибудь, перед витриной в каком-нибудь музее, глядя на какой-нибудь предмет декоративно-прикладного искусства, поймать себя на…

  • Параджанов и живопись

    Живописных работ Параджанова совсем немного в коллекции музея. И я показываю вам, в основном, работы бриколажные, потому что они для меня…

  • Параджанов. Битое стекло

    Так вот что это было! Такое узнавание я ощутила от "осколочных" работ Параджанова. Если вам, как и мне, осколки стекла, разбитой бутылки, чашки или…

  • Параджанов и зеркала

    Зеркала очень часто становятся основой великой параджановской метафоры. Чуть раньше я писала о том, как это работает в инсталляции про 26 бакинских…

  • Параджанов. Странная и смешная жизнь отца

    Я не знаю другого автора, который в инсталляции и коллаже работал бы так же, как в настоящих, больших, взрослых видах искусства, вроде живописи.…

  • Параджанов. Даже не метафора

    Некоторые вещи Параджанова невозможно, не нужно и не хочется анализировать, интерпретировать или описывать. Они имеют прямое, внутривенное…

  • Метафора Параджанова

    Что вы знаете о 26 бакинских комиссарах? Вот прямо знаете, если не гуглить? Лично мое знание сводится примерно к тому, что все эти люди были…

  • Параджанов о себе

    Чтобы рассказать биографию Параджанова, нужно, наверное, быть каким-то безбашенным сценаристом сериалов. Потому что даже для сериала в истории…

  • Параджанов и Джоконда

    Да простят меня великие Матенадаран и Эчмиадзин... но если бы меня спросили, куда обязательно нужно попасть в Ереване, если времени хватает…

promo verapapkova november 1, 2020 13:48 3
Buy for 10 tokens
Я Вера Папкова. Приглашаю вас в мою онлайн-школу вязания. Я научу вас вязать в технике энтерлак в моей авторской интерпретации. И многим другим технологиям в вязании, необходимым для создания вещей высокого класса. Это - главная страница онлайн-школы ДАО ВЯЗАНИЯ. Здесь можно купить все уже…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment