Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Categories:

Вильнюс. Памятник Гедиминасу

А что тут долго подбирать слова? Он - великолепен.



Монументальная скульптура, в отличие от станковой, ужасно коварная область пластических искусств. Наверное, вообще самая коварная. Участь авторов памятников и монументов похожа на саперскую, тут тоже достаточно одной ошибки. Даже если это будет совсем маленькая ошибка. Даже если и не ошибка, а просто неточность. Будь такая ошибка или неточность допущена в станковой скульптуре, в живописной вещи или в любой другой, ее бы, скорее всего, большинство зрителей и не заметило вовсе. А то и вообще никто бы не заметил - ну, может, вещь бы не стала культовой, но и посмешищем, поводом для всяких шуточек и приколов не стала бы тоже.

А вот с памятниками именно так и происходит - если хоть в чем-то автор не дотянул - все, пиши пропало. Трудно сказать, в чем тут дело.

Может, когда вещь существует не в ограниченном пространстве четырех стен, а в реальном, это реальное пространство работает как лупа, беспощадно увеличивая и усиливая все неточности, несоразмерности, некрасивости.

Может, то обстоятельство, что с памятником человек встречается не в заведомо условном пространстве, а в своем, реальном, так сильно влияет на восприятие. Да, уверена, что это имеет значение.
В случае с произведением любого другого вида наша с ним коммуникация происходит на его территории. Глядя на какой-нибудь натюрморт с яблоками, мы прекрасно понимаем, что трехмерное яблоко в принципе невозможно втиснуть в двухмерную поверхность картинки, и заведомо с этим обстоятельством соглашаемся, принимаем эти правила игры, переходим на его территорию.
А в случае с памятником - это мы у себя дома, а он существует на нашей территории, в нашем пространстве, а, значит, и правила должны быть наши. И он либо этим правилам должен полностью соответствовать, либо, уж если решится их нарушать, должен это сделать настолько мощно и убедительно, чтобы просто как бревном по голове, чтобы мы рот разинули и о своих правилах позабыли - Ну, блииииин!.. Черт тебя знает, че ты тут наворотил, но против лома нет приема.

Но мало того, что монументальная скульптура вообще вот такое опасное минное поле! Внутри этого поля существует такой совсем уж смертельный участок, как конные статуи. Вот его пройти и не взорваться к чертовой матери, это вообще почти нереально. Может, кондотьер Гаттамелата до такой степени эту тему раскрыл, что, фактически, ее закрыл, и все велосипеды, изобретенные после Донателло, обречены - ничего личного, ну просто вот так уж получилось... А отдельные редкие удачные исключения вроде Медного всадника лишь подтверждают...

Ну, как бы то ни было, современные нам попытки конных статуй как раз прекрасно иллюстрируют тезис про объект насмешек и приколов - то у них бегемот на комоде получится, то Жуков на жирафе... Беда, одним словом.

Тем неожиданно прекрасней выглядит такая редкая удача, как вильнюсский Гедиминас!

Прежде всего, аплодирую стоя красивейшему решению снять его с коня. Т.е. статуя, несомненно, конная! Но - никаких разборок с Донателло, они изящно полностью исключены на старте, и это уже успех.



Плюс конь в таком варианте из, фактически, мебели превращается в члена группы поддержки. Становится Силой. Становится понятно, что это сила Гедиминаса, и она столь велика, что не вмещается непосредственно в нем, а идет за ним, продолжается, как шлейф, защищает спину.



Но если бы был только конь, это получилась бы пара. Что не есть хорошо для главного государственного монумента, который призван воплощать саму идею государственности.
Дело в том, что когда есть пара, неизбежно возникает ситуация диалога. Т.е. члены пары неизбежно начинают коммуницировать друг с другом, а это, как ни крути, означает, что они замыкаются друг на друга, образуют некий круг общения, в котором они тем или иным способом выясняют отношения между собой.
Накал страстей в этих отношениях, да, может быть очень сильным. Но обмен энергией будет происходить именно между ними, внутри этого замкнутого круга. А мы, зрители, будем лишь сторонними наблюдателями. Даже если мы будем ясно видеть, как между ними искрит, мы сами не заискрим от этого.

А это - важно для государственного памятника! Его энергетика должна всех подключать к себе, в этом весь смысл! Т.е. пару нужно разбить, круг разомкнуть, выпустить эту мощь наружу.

И посмотрите только, как изящно автор это делает! Он пару превращает в группу, добавляя еще одного персонажа. Но какого! Посмотрите только на этого каменного зверя, вырастающего из постамента!



По легенде, Гедиминас охотился в дремучих лесах на месте будущего Вильнюса, заночевал там, и во сне ему явился волшебный волк, который был неуязвим для стрел, и вой его был ужасней воя ста обычных волков. Гедиминас решил, что это неспроста, и посоветовался со своим главным языческим жрецом. Жрец объяснил, что сном этим боги сообщают свою волю, во исполнение которой Гедиминасу предлагается заложить на этом месте город. Что он и сделал. Ну и боги, соответственно, выполнили свою часть договора - заложенный по их воле Вильнюс стал славным и важным городом во многие века европейской истории.

Вот этот зверь на постаменте и есть тот сновиденный волшебный волк. Понимаете, о чем я? Даже если не знать легенды, нам все понятно. И вся пластика этого волка, явно отличная от пластики самого Гедиминаса и коня... и другой материал, из которого он сделан... благодаря им мы без либретто, на уровне ощущений понимаем, что это существо из другого мира, природа его другая. Окончательно это проясняется точностью найденного для него места - он совсем рядом, но принадлежит другому миру. Но - рядом.
А вой! Вы много знаете примеров передачи воя средствами скульптуры?..



И вот введение этого третьего персонажа решает задачу разбиения пары. Вместо диалогического выяснения отношений выстраивается совершенно стабильная иерархия - Гедиминас в окружении Сил. Причем благодаря нераздельности волка от камня, из которого он выступает, возникает четкое понимание, что тут имеет место не осуществление персональной, субъективной воли одного какого-то человека, будь он даже хоть сам Гедиминас, а реализация воли богов, исполнение предназначения судьбы.
Силы окружают его как бы слоями, как круги по воде.

Существует классическое визуальное решение для передачи идеи сил, окружающих героя, исходящих от него - это иконографический извод, который так и называется - Спас в силах.


Но вот такое редчайшее решение этой задачи обозначения окружающих сил средствами трехмерной пластики - это просто блеск!

Рискую вас утомить, но просто нельзя не сказать и о градостроительной, архитектурной убедительности памятника. Он чисто, снайперски просто вписан в окружающее пространство. В нем с аптечной точностью соблюдена размерность и соразмерность - и Кафедральной площади, и всему городу.

И есть еще один очень тонкий момент, на котором часто прокалываются авторы памятников - собственно, монументальность. Это некое качество, крайне важное для памятника, в особенности такого, государственного. Оно, конечно, напрямую связано с физическими размерами объекта, но все-таки монументальный и большой - это не одно и то же. Сколько угодно примеров, когда объект не то что большой, а просто охренительно, блин, огромный, но качества монументальности у него от этой огромности не возникает, одна охренительность. Кто, например, видел живьем церетелевского Петра Колумбовича, понимает, о чем я...

Вот в Вильнюсском Гедиминасе монументальность какая надо монументальность. Для главного государственного монумента физические его размеры совсем невелики.

Но и маломерком его никак не назовешь! Вот он ровно такой, как надо - ни одного лишнего килограмма металла, ни лишнего метра высоты постамента - лишние килограммы зачем тому, у кого есть Силы?..

Очень, очень жалко, что хорошо снять черный памятник высоко на фоне светящегося неба - для меня непосильная задача. Я и плохо-то снять не в состоянии, ну вот уж как есть, извините!
Мне так важно было рассказать про этого Гедиминаса, что я даже пару фоток взяла из интернета. Но и они, на самом деле, нифига не передают.



Так что будете в Вильнюсе - обязательно пойдите и посмотрите на него специально. Это не просто "официальная часть", которую можно пропустить. Это один из лучших государственных памятников, которые я видела. Он сделал бы честь любой столице мира, но не мог бы появиться нигде, кроме Вильнюса.


Tags: Вильнюс, путешествие
Subscribe

Posts from This Journal “путешествие” Tag

  • Цистерна Базилика в Стамбуле

    Слово цистерна вообще-то означает не какую-то очень большую бочку, в каком значении мы привыкли употреблять его сегодня, а водохранилище. В…

  • Мечеть Сулеймание в Стамбуле

    Когда мир сузился до собственных четырех стен, когда ловишь себя на том, что мечтаешь когда-нибудь совершить головокружительно дальнюю поездку на…

  • Айя-София моего сердца

    С начала января - вот сколько времени я, побывав в Стамбуле, каждый день очень хочу вам о ней рассказать. Что же мне так долго мешало это сделать?…

  • Дюрер в Альбертине

    Я была в Вене в октябре, прошло почти три месяца, а я все еще мысленно живу в залах Альбертины, в мире Дюрера. А, может быть, точнее будет сказать,…

  • Боже, благослови деревянные спицы!

    В норме я ни деревянными, ни пластиковыми спицами, конечно, не работаю - это для меня что-то вроде одноразового пластикового ножа. Только…

  • Египетский музей, Мюнхен

    Наши дни звездным часом египетского искусства никак не назовешь. На выставку египетских древностей, случись такая, вряд ли люди выстроятся в…

  • Вилла Штука, Мюнхен

    Эту виллу построил для себя по собственному проекту художник Франц фон Штук. Справочники относят ее к неоклассицизму, но, на самом деле, если здесь и…

  • Музей игрушек в Мюнхене

    Для начала я хочу сразу отмести предположения, что это место специфически детское, вроде Диснейленда, что взрослым нечего там делать, если только они…

  • Размышление с Брейгелем

    Вот уже месяц прошел после встречи с Брейгелем, а она до сих пор занимает все мысли, до сих пор продолжается этот внутренний разговор. И что поражает…

promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments