Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Category:

Дюрер в Альбертине

Я была в Вене в октябре, прошло почти три месяца, а я все еще мысленно живу в залах Альбертины, в мире Дюрера. А, может быть, точнее будет сказать, что этот как раз тот случай, про который говорят, что после него моя жизнь никогда не будет прежней - да, так точнее.



Эта выставка открыла мне некое новое знание, некий совершенно новый горизонт с такой вершины, с которой мир видится совершенно по-новому.



Живопись - это всегда больше витрина, больше репрезентация, больше результат. Графика же - больше мастерская, больше процесс. А в случае мастера уровня Дюрера его процесс не менее, как не более ценен, чем результат. И уж точно в каком-то смысле более информативен. Эта большая выставка состояла в основном из графики.



Хочу с глубочайшим уважением и благодарностью снять шляпу перед авторами этой выставки. Мы нечасто думаем о тех, кто репрезентует нам то, на что мы, собственно, пришли смотреть.



Если и вспомним о них, то, скорей, в негативном контексте, в случае какой-то совсем уж плохой развески, откровенно затрудняющей процесс восприятия, плохо выставленного света...



Когда же все хорошо, мы о них не думаем, полностью отдавая свое внимание художнику - это и есть свидетельство, что они хорошо сделали свою работу.



Но на этот раз они были просто великолепны! И я сейчас не о развеске и свете, с этим тоже все было отлично, но так, вообще-то, и должно быть.



Я о том, что последнее видит посетитель, заставивший себя, наконец, покинуть залы огромной выставки, в которых он провел много часов.



Ошеломленный, потерянный, лишившийся каких-то представлений, казавшихся ему базовыми, взамен них получивший целый набор новых, которые еще предстоит принять и осмыслить, на выходе с выставки зритель видит вот это фото могилы Дюрера на кладбище в его родном Нюрнберге.



Скажу вам честно, признавая значимость кладбищенской темы и уважая интерес к ней многих чтимых мной людей, например, Бориса Акунина, лично я этого интереса не разделяю. Ни в одном городе мира мне никогда не придет в голову посетить никакое, будь оно хоть самым размемориальным, кладбище.
Одно было в моей практике исключение - старое еврейское кладбище в Праге, но для этого у меня были специальные причины.



Теперь же, если случится побывать в Нюрнберге - ноосфера, ты слышишь? да, это запрос! - я обязательно постараюсь навестить Дюрера на кладбище.



Вот какие слова, оказывается, написаны на его надгробии. Авторы выставки воспроизвели их на фото на нескольких языках (за русский отдельное спасибо, я оценила).



И, поверьте, это срабатывает как спасательный круг в том смятении, в котором пребываешь, покидая выставку. Как точка кристаллизации, на которой, стоит ей появиться, из мутного перенасыщенного раствора впечатлений, догадок, обломков старых наивных представлений и новых прозрений, начинают формироваться сверкающие четкими гранями кристаллы смысла.



Не знаю, кто автор этой надписи, но он, безусловно, конгениален самому Дюреру. Несколько слов, которые все расставляют по местам. И - да, смертного, то есть человеческого, в нем было много.



Так много, что хватило бы на десятерых неслабых таких людей.



В нем была страсть. На протяжении всей жизни горевшая ровным ясным пламенем страсть к самопознанию. Этот автопортрет был бы блестящим итого жизни любого художника - а сделан он сами видите, в каком возрасте, практически ребенком!



Конечно, вам знакомо множество его живописных автопортретов. Но, может быть, вот такой графический вы не видели. Не знаю, передается ли этот жар страсти к самопознанию через фото... в жизни серьезно опасаешься, что бумага сейчас задымится и вспыхнет.



Но за всем человеческим, а потому узнаваемым, соотносимым с собой, грешным, грозно и явно проступают черты того, что на могильной плите не названо, но обозначено апофатически, от противного - черты божественной воли.



С восторгом и ужасом вдруг понимаешь, что ты присутствуешь в мастерской бога и получаешь некоторое представление о процессе творения.



Как известно, главный человеческий лимит - время. Оно конечно и невосполнимо. У бога же нет времени, или, наоборот, его количество бесконечно, лучше об этом не задумываться, ибо укачивает, но, так или иначе, для бога не существует такого лимита.



Поэтому он, в отличие от человека, не действует в системе вынужденных приоритетов. Творение каждой травинки и былинки равноценно в его процессе творению того, кто с какой-то стати сам себя вообразил венцом творения без всяких на то оснований.



Его внимание в равной и полной мере мере достается и человеку в смысле его пресловутого богатого внутреннего мира.



И какой-нибудь драпировке, у которой - как мы думали - никакого внутреннего мира и быть не может по определению.



И нас, получивших возможность пронаблюдать за богом в его мастерской, в процессе творения, как ушатом холодной воды окатывает понимание, что внутренний мир, это, возможно, вообще совсем не то, что мы до сих пор под этим подразумевали.



У бога нет черновиков. Он может возвращаться к одной мысли сколько угодно раз, но каждый вариант, независимо от его успешности и законченности, обретает полноценное существование, и это тоже переворачивает наши базовые представления.



Бог ни с кем себя не сравнивает, и этот неизбывный человеческий лимит у него отсутствует - на то он и бог, что ему не с кем себя сравнивать.



Он один - творец, все остальное, весь остальной мир от малой былинки до тонких душевных струн человека, лишь его творения, и не творениям понять, какое из них главнее, и есть ли вообще такой критерий.



И много, много еще признаков божественного творения, не все из которых поддаются вербализации, становятся восхитительно и пугающе явными для человека, оказавшегося в божественной мастерской.



Но самое пугающее и восхитительное обозначает та самая надпись на могильной плите - смертный человек. Ему доступно быть инструментом божественного творения. Да, в каком-то смысле, богом. Каждый из нас - простой смертный, точно как Дюрер. Вы понимаете, о чем я?.. Да, именно об этом - не бойтесь, вы можете! Или бойтесь, но все равно знайте, что можете. Могите.



Сейчас, в последние дни декабря, все информационное поле наполняется бесконечными подведениями итогов. Не знаю, как вы, а я это просто ненавижу. Потому что все подводят итоги, а я - нет. Потому что всем есть, черт побери, что подводить, а у меня и итогов-то никаких нет, если не считать итогами длинный список, чего я опять в этом году не - не успела, не сделала, не поняла...



Это, черт побери, деморализует! Но я, хоть и деморализованный, но все-таки боец. Стараюсь, в меру своих скромных сил, не сдаваться. Поэтому вот сейчас, вместо того, чтобы лихорадочно одной рукой пылесосить квартиру, другой печь торт, третьей резать салаты, а четвертой ногой бежать в магазин, я пишу этот пост.



Это будет мой итог года. Я с октября каждый день пыталась найти слова, чтобы рассказать вам об этом Дюрере в Альбертине. Не нашла! Но поняла, что просто не могу закрыть год, если не расскажу. Done.
Пошла пылесосить и вот это вот все!

Tags: Вена, выставка/музей, персоналии, путешествие
Subscribe

Posts from This Journal “выставка/музей” Tag

  • ИзоИзоляция с вязанием

    Конечно, вы все уже знакомы с потрясающим проектом ИзоИзоляция, возникшим, как спонтанная реакция на психологически непростую ситуацию внезапного…

  • Айя-София моего сердца

    С начала января - вот сколько времени я, побывав в Стамбуле, каждый день очень хочу вам о ней рассказать. Что же мне так долго мешало это сделать?…

  • Гейнсборо в Пушкинском

    Мое маленькое разочарование от этой выставки связано только с тем, что не привезли некоторые вещи, с которыми мне очень хотелось повидаться. Тот…

  • Египетский музей, Мюнхен

    Наши дни звездным часом египетского искусства никак не назовешь. На выставку египетских древностей, случись такая, вряд ли люди выстроятся в…

  • Коломан Мозер, художник Сецессиона

    Сорт модерна, произраставший в немецкоязычных землях, называется югендстиль. Выставка австрийского художника Коломана Мозера расширяет представление…

  • Вилла Штука, Мюнхен

    Эту виллу построил для себя по собственному проекту художник Франц фон Штук. Справочники относят ее к неоклассицизму, но, на самом деле, если здесь и…

  • Музей игрушек в Мюнхене

    Для начала я хочу сразу отмести предположения, что это место специфически детское, вроде Диснейленда, что взрослым нечего там делать, если только они…

  • Лондонская школа в Пушкинском

    Хотим мы того или нет, осознаем рационально или переживаем как эмоцию, но мы, люди начала XXI века, находимся во власти вопросов о том, что собой…

  • Китайские собаки в Пушкинском

    С тем большим удовольствием вам их показываю, что они и для меня самой стали приятным сюрпризом! Как-то анонс этой выставки прошел мимо меня, в…

promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments