Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Category:

Гейнсборо в Пушкинском

Мое маленькое разочарование от этой выставки связано только с тем, что не привезли некоторые вещи, с которыми мне очень хотелось повидаться. Тот самый портрет герцогини де Бофор в голубом, например, и парный портрет дочерей, бегущих за бабочкой... но другие портреты дочерей, конечно, были - вот этот портрет "Маргарет, собирающей колосья", пожалуй, мой любимый из привезенных.



Когда Томас Гейнсборо уговорил своих родителей отпустить его в Лондон учиться живописи, ему было всего тринадцать. Учителями его были французские художники, и этикетаж выставки будет вас уверять, что он был их последователем - не верьте.



Как раз в Пушкинском легко убедиться, что это не так - достаточно зайти в пару соседних залов, чтобы убедиться, что те самые французы, та "жемчужная шутка Ватто" совсем про другое.



На постоянно встречающиеся утверждения, дескать, Гейнсборо, писал много заказных портретов для заработка, а для себя, для души писал пейзажи и любил их больше, тоже не обращайте внимания - ерунда все это.



Просто он был хорош и как портретист, и как пейзажист, так бывает.



Он вообще много работал и много экспериментировал в разных техниках, и живописных, и, особенно, графических.



К сожалению, я не покажу вам много из представленной на выставке графики, потому что фирменные пушкинские развеска и освещение не предполагают, что это можно даже нормально рассмотреть, не то что нормально сфотографировать.



Он был очень увлечен экспериментами с живописью на стекле, сохранился сконструированный им ящик для просмотра таких стекол, со специальной системой подсветки. Ящик этот на выставку не поперли, два пейзажа на стекле подсветили современными средствами - думаю, ничуть не хуже получилось. Этот пейзаж был затем перенесен на холст.



Понятно, что используя полупрозрачные краски на прозрачном стекле, художник изучал природу света. Вот вторая стеклянная вещь, с лунным светом, незаконченная. Считается, что это было штудией, разработкой композиции для создания затем пейзажа в классической технике, на холсте.



Использовал Гейнсборо и другие интересные приемы при создании пейзажей. Например, многие из них он наблюдал в природе, а писал в мастерской, воссоздав макет ландшафта из мха, веток, угля и всякого подручного материала.



Таким образом были написаны его поздние пейзажи Озерного края.



Вот эта вещь называется "Романтический пейзаж с овцами у источника". Овцы не кажутся вам непременным атрибутом романтики? Ну, просто вы не англичане!



Овцы и собаки, обязательно овцы и собаки.



Иногда даже только собаки, вообще без людей.



При написании портретов, в особенности, ростовых, Гейнсборо тоже пользовался разными техническими средствами и приспособлениями, в частности, манекенами. На некоторых самых ранних вещах это очень заметно. Кстати, этот т.н. "разговорный портрет", именно потому, что он ранний, очень явно отсылает нас к "жемчужной шутке Ватто" и на его примере очень явственно видно, что розовый шелк и розы, приколотые к корсажу, не делают англичанина французом, если вы понимаете. И - да, это называется "Портрет миссис Мэри Кобболд с ягненком и овцой". Овцы!..



Миссис Кобболд крупно. Ну какой Ватто, о чем вы!



Участие в процессе манекена просматривается порой и в поздних вещах. Достаточно представить себе вес мальчика (да, это мальчики) на руках у матери, и станет понятно, что и вся поза женщины, и легкий жест руки, на которой сидит ребенок, могли бы быть такими только при одном условии - если бы мальчик был надувным.



Но все это, по большому счету, пустяки по сравнению с тем, что глобально отличает портреты Гейнсборо. Как я это увидела, и как мне показалось это важным и актуальным. Психологизм - есть такая важная для портрета характеристика. Подразумевающая, что изображение передает не только физические черты лица портретируемого, да, может быть, и не столько. На самом деле, физические черты, то, что называется портретным сходством, желательный, но не главный элемент портрета. Можно сказать, это фундамент, но ценность состоит в том здании, которое на нем выстраивается.



Существуют самые разные варианты соотношения этого фундамента и выстроенного на нем здания. Я уверена, каждый, кому приходилось фотографироваться на паспорт или визу, хорошо знаком с этим чувством - боже, нет, это не я! - хотя физические черты лица это фото передает как минимум удовлетворительно.



Известны и обратные примеры, например, портреты Серова часто вызывали неудовольствие заказчиков тем, что рассказывали о них больше, чем им бы хотелось, причем происходило это помимо воли художника и создавало ему проблемы. Действительно, любой портрет всегда двойной - одновременно портретируемого и художника. К какому из этих двух полюсов будет смещен фокус, зависит от множества факторов.



В искусстве двадцатого века мы можем наблюдать широкую панораму вариантов расположения фокуса на этой шкале. Есть портреты, где облик и личность портретируемого служат лишь почвой для творческого поиска художника в области формы, цвета, вообще исследования природы человека и устройства этого мира. Тогда это, по существу, в гораздо большей степени портрет самого художника, чем портретируемого, модель является не причиной, а лишь поводом для высказывания художника.



И еще всякий портрет - это всегда четко обозначенная дистанция между портретируемым и художником. Вот случай с Серовым в этом смысле показателен, он, может быть, невольно, силой своего дара, эту дистанцию сокращал, переходил границу личного пространства портретируемого, что и вызывало дискомфорт и недовольство заказчика.



Стоило нам произнести слова дистанция и личное пространство - и вот она, актуальность, вот он, двадцать первый век. Информационные возможности, социальные нормы, каноны коммуникации и вообще все каноны меняются с головокружительной быстротой. Наверное, к лучшему! К большей свободе и большим возможностям личностной реализации для каждого.



Есть только одна проблема - мы. Каждый из нас по отдельности не меняется с такой скоростью, мы не поспеваем за этими изменениями, не успеваем приобрести навыка действия в этих свалившихся на нас небывалых новых обстоятельствах.



Очень в большой степени это касается как раз ситуации с дистанцией и личным пространством. С этого велосипеда мы пока больше падаем, чем на нем едем. Нас бросает в противоположные крайности. С одной стороны, уважение личных границ мы признаем сегодня безусловной ценностью, как и право на их отстаивание, мы готовы учиться этому у психотерапевтов и порицаем тех, кто их нарушает.



С другой стороны, мы не то что нарушаем, мы попросту уничтожаем их сами - metoo и все такое - это ведь не только открыть свои собственные границы всем без разбору. Об этом как-то мало кто думает, но это ведь одновременно и вторгнуться в границы других, поместив их, без всякого запроса с их стороны, в свое личное пространство, сделав их свидетелями и в каком-то смысле участниками интимных событий своей жизни помимо их воли и желания.



Это противоречие - и это хорошо! Мы с этим разберемся, мы научимся ездить на этом велосипеде, найдем баланс в этой новой системе координат, и, в конечном итоге, станем свободней и лучше, в этом нет никаких сомнений.
Но сейчас нам очень, просто очень не помешает поддержка. Точка опоры. Внятная концепция межличностной дистанции - пусть не соответствующая уже нашей текущей ситуации, но, главное, внутренне непротиворечивая.



Портретное творчество Гейнсборо - как раз об этом. Это пример очень точно отмеренной, очень осознанной дистанции между художником и моделью.



Это - автопортрет Гейнсборо. Он писался в подарок близкому другу, музыканту Карлу Фридриху Абелю, и не был закончен в связи с его внезапной смертью, ставшей большим горем для Гейнсборо и его семьи. И, даже незаконченный, он прекрасен.



Вот портрет самого Карла Фридриха Абеля. На его примере, как и на примере многочисленных портретов дочерей художника, мы видим, как сокращается дистанция в случае портретов людей из числа близких. Сокращается, но никогда не исчезает полностью!



Художник подходит к модели ровно настолько близко, насколько это требуется для полноценной эмпатии, для того, чтобы разглядеть и передать не только физический облик, но некий личностный код.

И - приблизившись настолько - останавливается на этом рубеже, как вкопанный, не делая следующего шага. Он мог бы его сделать, это очевидно, но не делает. В этом - блеск, не только живописный, но личностный, коммуникационный. В этом - ценность.
Как мне представляется, может быть, большая ценность для нас сегодняшних, чем для современников Гейнсборо. Ведь тогда эта дистанция была так или иначе прописана в нормах коммуникации. А сейчас, когда все нормы приблизительно обнулились, и мы лишь нащупываем новые, этот пример точно сбалансированной межличностной дистанции для нас не ценен, а бесценен.

От нас требуется совсем небольшое усилие, чтобы его увидеть. И оно того стоит.

Tags: выставка/музей, персоналии
Subscribe

Posts from This Journal “выставка/музей” Tag

  • ИзоИзоляция с вязанием

    Конечно, вы все уже знакомы с потрясающим проектом ИзоИзоляция, возникшим, как спонтанная реакция на психологически непростую ситуацию внезапного…

  • Айя-София моего сердца

    С начала января - вот сколько времени я, побывав в Стамбуле, каждый день очень хочу вам о ней рассказать. Что же мне так долго мешало это сделать?…

  • Дюрер в Альбертине

    Я была в Вене в октябре, прошло почти три месяца, а я все еще мысленно живу в залах Альбертины, в мире Дюрера. А, может быть, точнее будет сказать,…

  • Египетский музей, Мюнхен

    Наши дни звездным часом египетского искусства никак не назовешь. На выставку египетских древностей, случись такая, вряд ли люди выстроятся в…

  • Коломан Мозер, художник Сецессиона

    Сорт модерна, произраставший в немецкоязычных землях, называется югендстиль. Выставка австрийского художника Коломана Мозера расширяет представление…

  • Вилла Штука, Мюнхен

    Эту виллу построил для себя по собственному проекту художник Франц фон Штук. Справочники относят ее к неоклассицизму, но, на самом деле, если здесь и…

  • Музей игрушек в Мюнхене

    Для начала я хочу сразу отмести предположения, что это место специфически детское, вроде Диснейленда, что взрослым нечего там делать, если только они…

  • Лондонская школа в Пушкинском

    Хотим мы того или нет, осознаем рационально или переживаем как эмоцию, но мы, люди начала XXI века, находимся во власти вопросов о том, что собой…

  • Китайские собаки в Пушкинском

    С тем большим удовольствием вам их показываю, что они и для меня самой стали приятным сюрпризом! Как-то анонс этой выставки прошел мимо меня, в…

promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment