Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Category:

Бросьте все! Сходите в Пушкинский

Там сейчас можно посмотреть сразу две уникальные выставки.

«Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского



Ну, что сказать о Рубенсе? Ему отдан целый зал. В основном, он заполнен фирменным рубенсовским мясом. Возможно, если вы когда-нибудь уже интересовались Рубенсом, это вам не будет слишком интересно, потому что этого очень много - не только в этом зале, а вообще.

И мясо от этого не стало хуже! Рубенс остается Рубенсом, для каких бы заказчиков-брынцаловых он ни работал. Тем, кого, как меня, например, во всем интересует еще и чисто практический вопрос как это сделано, там есть на что посмотреть. Я уж не говорю о живописи, это само собой разумеется. Но как он феерически работает с ракурсами!

Но главный, конечно, Рубенс на этой выставке представлен тремя портретами. Вот ради них-то и стоит все бросить и пойти. Слова тут меркнут, так что о Рубенсе на этом заканчиваю.

Одна из стен галереи - целиком Ван Дейк. Тут слова меркнут изначально. Просто идите и смотрите.

Не забывайте только иногда читать дату создания вещи - это сильно. Когда смотришь в глаза человека с портрета, и понимаешь, что этот человек непостижимым образом не просто живей, он современней и актуальней, чем реальные люди, стоящие рядом с тобой, а вещь при этом была написана в каком-нибудь 1635 году... Ну это просто невероятно. Ван Дейк - монстр!

Йорданс - ну да, он, конечно, хорош. И все остальные, калибром поменьше и малые фламандцы, щедро представленные, тоже хороши - по своему.

Но вот встречу с кем просто никак нельзя пропустить - это Брейгель. Там одна его вещь, "Перепись в Вифлееме".

Я с ней впервые знакомлюсь живьем, и даже я, закаленная такими встречами, просто в шоке, иначе не скажешь!

Даже не пытайтесь представить ее по этой репродукции. Ни по какой репродукции ее не представишь, поверьте. Она - светится. В прямом смысле, как будто за ней смонтирована подсветка, кажется, что если полностью выключить освещение, она будет светиться мягким светом какого-то непередаваемо мягкого и теплого спектра. Этот снег, заполняющий ее, он... ну как будто сливочный пломбир, у него кроме цвета есть еще какое-то тактильное качество, вот именно эта сливочность и даже почти ванильность.

Забудьте о том, что на этой картинке вам кажется красным. У Брейгеля в этих красных местах такая киноварь, что от нее невозможно оторвать взгляд, вот реально, в прямом смысле невозможно.
А эти деревья... эти вороны на ветках... эти люди и человечки... эти мужчины, женщины, дети... это копошение жизни... это пространство до горизонта, заполненное смыслами, вибрациями, светом...
Непонятно и подозрительно, как такое мог сделать человек. Не мог, ну просто никак не мог. Но как-то сделал. Брейгель - монстр!

Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо

Большинство вещей из этой экспозиции вы увидите впервые. Я не имею в виду живьем, скорее всего, вы и в репродукциях их не видели. И они совершенно нереально прекрасны. Я не буду даже пытаться про них рассказать словами, это пустое.

Там такой Беллини...


... такой Франческо Бонсиньори...


... ну что тут скажешь!

А вот Пизанелло - много вы видели Пизанелло вообще?.. Тоже эту репродукцию рассматривайте просто как приманку. Практически ничего общего с оригиналом по цвету.

А знаете, какого размера на самом деле эта вещь? Она крошечная. Ну, чуть побольше открытки. К вопросу о том, что физический размер и масштабность не одно и то же.

А Боттичелли - каково?

Да, пишут на этой вещи "... и мастерская". Но что-то мне подсказывает, что вот именно тут Боттичелли явно больше, чем мастерской.
Вот рядом там многофигурная какая-то вещь с конями висит, тоже "Боттичелли и мастерская", вот там - да, видимо, в основном, мастерская, а Боттичелли, видимо, там через плечо посмотрел и сказал что-нибудь типа "Вот тут хвост покороче". Нет, красивая вещь, очень даже!

И там еще много вещей, которые просто убивают навылет. Знаете, какой там мужской портрет Карпаччо? Да не буду даже перечислять! И показывать не буду - во первых, там фотографировать не разрешают, и в интернете это все еще поискать... А, во-вторых... там продается прекрасный толстый каталог этой выставки, хорошо изданный, подробный, красивый, всего за тысячу. Я не купила. Не смогла. Сразу после того, как я видела эти вещи живьем, ну просто нестерпимо смотреть, как мало от них остается даже в приличной полиграфии.

А в чем такая уж уникальность именно этих выставок? Знаете, когда привозят что-то из Лувра или там Прадо, и у меня не получается попасть, я всегда себя утешаю мыслью, что, дескать, ладно, ну в Париже-то я по-любому окажусь рано или поздно, схожу в тот Лувр... А вот в Лихтенштейне или Бергамо оказаться вероятность гораздо меньше.

Фламандцы только начались, а итальянцы уже заканчиваются, так что до конца июля есть еще месяц, чтобы посмотреть их сразу.
Сходите!

Tags: выставка/музей
Subscribe
promo verapapkova апрель 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments