Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Categories:

Айя-София моего сердца

С начала января - вот сколько времени я, побывав в Стамбуле, каждый день очень хочу вам о ней рассказать. Что же мне так долго мешало это сделать?



Я никак не могла найти верное слово. Мне никак не давалась верная тональность для этого рассказа. Верная лично для меня, применительно к моим личным ощущениям.



А это, думаю я, тот случай, когда только в этом, в личных, не побоюсь этого слова, экзистенциальных ощущениях и может состоять смысл рассказа.



Сами посудите, Айя-София - одно из знаменитейших сооружений мира, ее история началась примерно 1700 лет назад.



Представляете, сколько за это время о ней написано книг, исследований, монографий, статей в энциклопедиях и путеводителях, текстов в блогах и постиков в инстаграме?



Никого ведь не забанили в Гугле, всякий может в два клика получить об Айя-Софии сколь угодно много информации, будь у него такая потребность.



Объем этой информации поистине колоссален - представляете, сколько имен, дат, исторических событий и фактов вмещает в себя 1700-летняя биография строения, которое возникло в узловой момент истории человечества и никогда не оказывалось совсем уж на ее периферии?



Мне, редактору, ничего не стоило бы, заглянув в два-три источника, собрать огромную кучу всего этого, попутно выявив очередной десяток ошибок в Википедии, и вывалить на вас, как самосвал щебенки.



И это ровно то, в чем я не вижу ни малейшего смысла. Расплющенные этой горой щебня вы, возможно, выползли бы из-под нее с чувством уважения к моему умению ориентироваться в специфической информации и мастерству фактчекинга, но что это дало бы вашему уму и сердцу?



Приблизительно ничего. Скорее всего, вы наискосок проскочили бы все даты-факты-имена, и ничего из этого не задержалось бы в вашей памяти.



Что же было такого личного в моей встрече с Айя-Софией, что было так трудно сформулировать и передать? У многих людей есть в жизни что-то, что они всегда хотели увидеть, место, где всегда хотели побывать. Чем-то необъяснимо особенное.



У меня таким особенным местом, помеченным на моей внутренней карте вселенной особенным красным флажком, всегда была именно Айя-София. Не спрашивайте, почему - я и сама не могу себе на это ответить.



Мне понадобились месяцы, чтобы вспомнить, где и у кого это было сформулировано с полным попаданием в мое ощущение. Я вспомнила! Это было у Гоголя в "Вечерах на хуторе близ Диканьки", - Бедная Катерина! она многого не знает из того, что знает душа ее.



Именно так. Что-то всегда знала моя душа, что заставляло в ней всегда светиться золотым светом Айя-Софию, хотя сама я не могла себе объяснить, почему именно ее.



Теперь - в какой-то степени! - знаю. Есть такие дурацкие вопросы, на которые ответа не может быть в принципе, типа какая твоя любимая книга или любимое архитектурное сооружение. Ну как может ответить на такой вопрос человек, прочитавший больше трех книг?.. Так вот теперь у меня неожиданно есть ответ про любимое архитектурное сооружение - да, это Айя-София.



Хотя на самом деле это ненастоящий ответ, потому что Айя-София ненастоящее архитектурное сооружение. Она - нечто другое, нечто гораздо большее.



Будем честны, многие архитектурные сооружения, сравнимые с ней по возрасту, во всяком случае, примерно все из них, с какими я лично знакома, покинула их жизнь.



Поскольку природа их тел не биологическая, с ними не происходит того, что с биологическими телами, когда их покидает жизнь. Они же каменные, они почти не меняются, и на первый взгляд это создает иллюзию, что они живы.



Но на самом деле, вступая в контакт, очень быстро понимаешь, что это уже не живое, это лишь чучелко. Многие великие и прекрасные здания прошлого сейчас лишь музеи самих себя, в лучшем случае, даже если формально это продолжающие действовать соборы.



Но Айя-София отличается тем, что она несомненно, очевидно, вопиюще живая. Хотя она-то сейчас формально как раз музей. Но для нее это обстоятельство слишком несущественно, чтобы она его замечала.



За без малого два тысячелетия своей жизни чем только она не была - и христианским, православным храмом, и мечетью, и вот сейчас музеем... существует идея, не сделать ли ее опять мечетью... не знаю, осуществится ли это, но, уверена, она и этого не заметит.



Она как огромное древнее существо, которое живет так долго, что и само уже не вспомнит, при каких обстоятельствах появилась та или иная царапина на его панцире, тот или иной шрам и морщина. Все эти отметины событий ее долгой жизни приняло на себя ее огромное тело, а она, может быть, не про все уже отчетливо и помнит, как и когда они появились.



Визайнтийские мозаики не только божественно прекрасны сами по себе. Множество их золотых кусочков, уложенных по криволинейным поверхностям, отражают свет каждый чуть под другим углом.



Да и на прямой поверхности мозаичные кусочки, сливаясь в единую золотую плоскость, продолжают существовать каждый автономно, нераздельно и неслиянно, образуя вибрирующий золотой свет. Это наполняет невидимым золотом все пространство и делает свет внутри этого пространства совершенно особенным.



Пространство настолько велико (под купол в центре мог бы поместиться 18-этажный дом), что это даже не подавляет. Ты находишься не внутри очень большого здания, а внутри небольшого мира.



Свет, наполняющий это пространство, существует как будто по не совсем привычным нам физическим законам. Во-первых, его много. Явно больше, чем должно было бы быть в такой обложной пасмурный день. На самом деле физику нашего мира, конечно, никто не отменял - наоборот, она используется невероятно изощренно. Например, пояс арочных окон под куполом - когда снаружи яркий солнечный день, тонкие простенки между окнами почти теряются в ярких лучах, и возникает волшебная иллюзия, что огромный тяжелый купол не лежит всем своим весом на барабане, а парит, не касаясь его.



Посмотрите под ноги - вот этими крестами на мраморном полу намечен диаметр купола, вы можете обойти его, чтобы реально ощутить его исполинский размер.



Площадь оконных проемов применительно к такой огромной кубатуре внутреннего пространства, если задуматься, очень невелика - здесь должен был бы царить полумрак, но нет, здесь не многим сумрачней, чем на улице - опять что-то не так с физикой, магия? Нет, с физикой как раз все так, потому и светло. Нам снизу этого не видно, но стекла в окнах поставлены не так, как нам это привычно, а под определенным углом к раме, что позволяет им собирать и направлять внутрь гораздо больше света, чем если бы даже оконные проемы были полностью открыты, без стекол вообще.



И люстры. О, эти левитирующие золотые люстры! Может быть, это одна из самых красивых вещей, которые я видела в своей жизни. Может быть, вся эта история и затевалась 1700 лет назад, чтобы, в конце концов, здесь появились эти волшебные плавающие люстры.



Если вам повезет, точнее, если вы выберете для поездки в Стамбул самое противное время типа начала января, в Айя-Софии будет относительно немного людей, и тогда вы сможете увидеть множество волшебных вещей, которых в состоянии нормальной, т.е. максимальной затолпленности не разглядеть. Например, тысячелетний мрамор пола, светлые и темные полоски которого вытерлись миллионами ног неравномерно, и он превратился в подобие каменного моря, покрытого мелкой рябью.





Эти огромные круглые панно, щиты из верблюжьей кожи, на которых золотом написаны имена пророка, появились в те времена, когда Айя-София была мечетью.



Мозаики в этот период были скрыты под слоем штукатурки и закрашены - ислам не допускает никаких изображений человека - и это одна из причин, почему они так великолепно сохранились.



Мозаики серафимов на парусах были раскрыты европейскими учеными еще в период мечети, но лики их были скрыты вновь, да так и остаются скрытыми.



Реставрационные работы ведутся и сейчас.





Это - руническая надпись, которую оставил некий викинг Харлан, занесенный сюда лихой своей судьбой в IX веке и поддавшийся непреодолимому общечеловеческому желанию написать вечное "здесь был Вася", которое всех нас охватывает в местах величественных и великолепных.



А это надпись некого Ибрагима, оставленная им в 1991 году, практически вчера. И вся разница между ними лишь в том, что автограф Харлана бережно закрыли защитным прозрачным экранчиком, а автографу Ибрагима придется подождать своего экранчика века два или три - но что такое в этом пространстве два или три века!



Время здесь, как и пространство, ведет себя немного иначе, чем нам привычно. Во всяком случае, вырвавшись, наконец, из мощного силового поля, выйдя на улицу, можно обнаружить, что пролетел чуть ли не целый день, который ты провел, бродя по бесконечным закоулкам и ярусам Айя-Софии - а ты этого даже не заметил!



Как у всякого очень древнего архитектурного существа, у Айя-Софии есть целая куча всяких секретов и секретиков, сопровождаемых мутными легендами, смысла которых она и сама уже, наверное, не помнит, и которые от этого становятся только прекрасней.



Тут есть двери Ада и Рая - не спрашивайте! - просто двери Ада и Рая, вот ключ - что еще тут нужно пояснять?



Тут есть таинственная рука - Богородицы ли... Фатимы ли... в общем, если вы будете ходить, задрав голову, вы ее увидите.



Тут есть пророческие изображения в мраморе - ядерный гриб... диавол...



вот профиль Ататюрка - ну вы же узнаете, да? Ататюрк - как живой!



Тут есть волшебная колонна, которая исполнит ваше желание, если вы сможете сделать на ней полный оборот руки - а вы сможете, не сомневайтесь, для того все и затевалось! Есть холодное окно, есть еще разные удивительные вещи, но я просто не могу обо всех вам рассказать.



Душевно признательна вам, дорогой читатель, если вы дочитали до этого места мой бесконечный пост. Я вам говорила - Айя-София не отпускает даже на расстоянии. Но я понимаю, это уже перебор. Хотя я еще многое хотела бы рассказать вам и показать, но всего рассказать об Айя-Софии все равно невозможно, это как с ремонтом, который нельзя закончить, а можно только прекратить.



Мне невероятно повезло, что я успела, практически в последнюю секунду перед тем, как всех нас накрыла эта напасть, в дождливом стамбульском январе с ней повидаться.



Я обязательно приеду еще. Когда-нибудь. Обязательно. Приеду и войду в это скрытое золото пространства под куполом.



Провожу взглядом босфорских чаек вокруг нее. И, может быть, даже не буду тревожить волшебную колонну своим желанием - оно уже исполнилось, грех жаловаться.

Tags: Стамбул, выставка/музей, путешествие
Subscribe

Posts from This Journal “выставка/музей” Tag

  • Музей Акрополя, Афины. А что мы знаем о вязании в античности?..

    Лично я - ничего. А, между тем, как хотите, но вот этот топ связан платочкой поперек - либо я просто не знаю, как выглядит платочка! Так что я буду…

  • Археологический музей в Афинах. Тритонессы или наш мир придумали греки

    Мы, относящие себя к западной цивилизации в самом широком смысле слова, и сегодня продолжаем жить в мире, придуманном греками буквально сверху…

  • Музей Акрополя, Афины

    Как давно я тут не делилась с вами культурными и околокультурными впечатлениями из поездок, не рассказывала ни о каких выставках, ни о каких музеях!…

  • ИзоИзоляция с вязанием

    Конечно, вы все уже знакомы с потрясающим проектом ИзоИзоляция, возникшим, как спонтанная реакция на психологически непростую ситуацию внезапного…

  • Гейнсборо в Пушкинском

    Мое маленькое разочарование от этой выставки связано только с тем, что не привезли некоторые вещи, с которыми мне очень хотелось повидаться. Тот…

  • Дюрер в Альбертине

    Я была в Вене в октябре, прошло почти три месяца, а я все еще мысленно живу в залах Альбертины, в мире Дюрера. А, может быть, точнее будет сказать,…

  • Египетский музей, Мюнхен

    Наши дни звездным часом египетского искусства никак не назовешь. На выставку египетских древностей, случись такая, вряд ли люди выстроятся в…

  • Коломан Мозер, художник Сецессиона

    Сорт модерна, произраставший в немецкоязычных землях, называется югендстиль. Выставка австрийского художника Коломана Мозера расширяет представление…

  • Вилла Штука, Мюнхен

    Эту виллу построил для себя по собственному проекту художник Франц фон Штук. Справочники относят ее к неоклассицизму, но, на самом деле, если здесь и…

promo verapapkova Листопад 1, 13:48 3
Buy for 10 tokens
Я Вера Папкова. Приглашаю вас в мою онлайн-школу вязания. Я научу вас вязать в технике энтерлак в моей авторской интерпретации. И многим другим технологиям в вязании, необходимым для создания вещей высокого класса. Это - главная страница онлайн-школы ДАО ВЯЗАНИЯ. Здесь можно купить все уже…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Posts from This Journal “выставка/музей” Tag

  • Музей Акрополя, Афины. А что мы знаем о вязании в античности?..

    Лично я - ничего. А, между тем, как хотите, но вот этот топ связан платочкой поперек - либо я просто не знаю, как выглядит платочка! Так что я буду…

  • Археологический музей в Афинах. Тритонессы или наш мир придумали греки

    Мы, относящие себя к западной цивилизации в самом широком смысле слова, и сегодня продолжаем жить в мире, придуманном греками буквально сверху…

  • Музей Акрополя, Афины

    Как давно я тут не делилась с вами культурными и околокультурными впечатлениями из поездок, не рассказывала ни о каких выставках, ни о каких музеях!…

  • ИзоИзоляция с вязанием

    Конечно, вы все уже знакомы с потрясающим проектом ИзоИзоляция, возникшим, как спонтанная реакция на психологически непростую ситуацию внезапного…

  • Гейнсборо в Пушкинском

    Мое маленькое разочарование от этой выставки связано только с тем, что не привезли некоторые вещи, с которыми мне очень хотелось повидаться. Тот…

  • Дюрер в Альбертине

    Я была в Вене в октябре, прошло почти три месяца, а я все еще мысленно живу в залах Альбертины, в мире Дюрера. А, может быть, точнее будет сказать,…

  • Египетский музей, Мюнхен

    Наши дни звездным часом египетского искусства никак не назовешь. На выставку египетских древностей, случись такая, вряд ли люди выстроятся в…

  • Коломан Мозер, художник Сецессиона

    Сорт модерна, произраставший в немецкоязычных землях, называется югендстиль. Выставка австрийского художника Коломана Мозера расширяет представление…

  • Вилла Штука, Мюнхен

    Эту виллу построил для себя по собственному проекту художник Франц фон Штук. Справочники относят ее к неоклассицизму, но, на самом деле, если здесь и…