Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Categories:

Костюм Сиамская кошка. Интрига

Эта вещь часто вызывает вопрос - а почему фелт на спинке, а не на полочках?



Это очень хороший вопрос! Потому что дает возможность порассуждать об очень важных вещах.

Причин для такого решения две - идеологическая и материальная. Обе важны одинаково! Поэтому начнем с идеологической просто потому, что надо с какой-то начать.

Давайте подумаем, какие функции выполняет вообще одежда?
Есть очевидная функция прикрытия тела, спасения его от холода/жары и т.п., соблюдения приличий, обеспечения норм гигиены и все такое.
Есть социальная функция. Одежда служит средством донесения до окружающих информации о статусе ее владельца, принадлежности его к тем или иным социальным группам и сообществам, иногда о роде его занятий, интеллектуальном уровне, степени материального достатка и т.п.
А есть функция персональная - подчеркнуть, выявить, а иногда и создать иллюзию красоты человека, выделить его среди окружающих, привлечь к нему внимание и удержать это внимание как можно дольше.

То, о чем мы сейчас говорим, фелт на спинке, относится к обеспечению третей, персональной функции вещи.

Привлечь внимание с помощью одежды - вообще задачка очень простая. Если человека отправить в метро в мешке из-под картошки или в водолазном костюме, как вы понимаете, внимание ему будет гарантировано. Но мечтает ли кто-нибудь о внимании типа "Смотри-смотри, псих сбежал из дурдома"?.. Точно нет.

Можно с ног до головы одеть человека во все, например, дико-красное, или там с каким-нибудь бешеным навороченным декором - взгляды окружающих это непременно будет приковывать, просто по законам физиологии. Но это будет внимание скорей не к самому человеку, а к тому, что на нем надето. Человека, его красоту, оттенок глаз, благородную линию профиля или что там еще у кого есть красивого, при таком раскладе вовсе никто не разглядит. К такому эффекту мы тоже, как вы понимаете, не стремимся.

Существуют и не такие лобовые, менее очевидные, но от этого не менее сомнительные варианты привлечения внимания и впечатления, которое создается у окружающих. Это когда все как бы очень правильно, очень хорошо, очень красиво, может быть, очень в хорошем смысле броско. А образ в целом недвусмысленно всем сообщает - Я очень хочу произвести впечатление! Я очень хочу, чтобы меня заметили! Я очень стараюсь показать весь товар лицом! Я очень озабочена тем, что вы обо мне подумаете!
Это, конечно, уже лучше картофельного мешка или перенавороченного торта. Это работает, это помогает решать совершенно определенный круг задач, и потому многих устраивает, и аминь.

Но, раз уж мы заморочились созданием какого-то предмета одежды вручную, да еще такого сложносочиненного, нам сам бог велел сделать так, чтобы он обеспечивал своей владелице внимание самой высшей пробы и самого комплиментарного толка.
Вот это - создать загадку, создать интригу - задачка более сложная и тонкая. Не когда все на прилавке - смотрите, выбирайте, у нас все отличного качества и попробовать дадим! - а когда практически против своей воли смотришь и разгадываешь эту загадку... и разгадать не можешь и взгляд отвести не получается.

Для этого взгляда расставлено так много ловушек, что он не может в них не попасть. Заставляет следить за собой принт пряжи, который где-то располагается хаотично, а где-то выстраивается в более или менее правильные фрагменты. Начиная следовать за этими переходами принта, взгляд цепляется за шишечки, и попадает под воздействие их регулярного ритма. И в этот момент, когда зритель уже малость зазомбирован, уже поплыл, модель меняет позу и - бац! - спинка, которую ничто не предвещало, парализует его окончательно.
Дальше он просто неизбежно будет ждать, когда снова спинка попадет в поле его зрения, а принт и шишечки его тоже не отпустят - короче, он уже прочно у нас в руках.

Сам по себе прием "Спинка - ничто не предвещало - контрольный выстрел", конечно, изобрела не я. Это уважаемый классический ход, который никогда не теряет популярности. Можно привести множество его примеров, навскидку покажу платье Киры Найтли из фильма "Искупление" - не потому что это какой-то особенно хороший пример, а просто потому, что нашлись его хорошие показательные фотки.

Смотрите - фас:



Ну, платье и платье - красивое, но вполне мирное, ничего такого, никакого гипноза и сноса башни. Как бы. Только вид у мужичка за ее спиной такой... малость зазомбированный. Ну, мало ли... съел может чего-нибудь...

А теперь - бац:



Мамо! Так она ж голая! И тот кусочек невесомой тряпочки, который еще что-то прикрывает, он же практически ни на чем не держится, он же свалится сейчас, как только она отпустит руку! Разве можно хоть на секунду отвести глаза и пропустить момент, когда это произойдет???

Тем более, что в процессе общения - а общаются люди все-таки лицом друг к другу - нужно и за областью груди следить изо всех сил, потому что тряпочка-то ну вот-вот должна свалиться, но ведь и пропустить ни одного движения, открывающего спину, нельзя, потому что она ж голая!!!

Клиент полностью в ее распоряжении, полностью лишен собственной воли, парализован и может только вращать глазами вслед за каждым ее движением. А она... ну разве она сильно старается?.. разве она вообще старается?.. разве она сделала что-то, что свидетельствует о том, что для нее важно произвести впечатление?.. Помилуйте! Цвет темный... длина в пол... никакого декора... никакой обтяжки... никакого просвечивания...
Ну вот, собственно, так и работает эта интрига.

А теперь причина материальная. В любой вещи свою, пусть не всегда явную волю диктует материал и его физические, механические свойства. Автор всегда делает выбор, до какой степени он прислушивается к материалу, соглашается с ним, а когда начинает подчинять его себе. И фишка в том, где именно автор проведет эту границу между волей материала и своей, и как именно он с материалом договорится, на каких условиях.

Вот, например



Воля автора заключалась в том, что нужно было показать героя на вздыбленном коне, в мощной динамике, чтобы создать образ царя-реформатора, вздыбившего страну, как этого коня. А неумолимые законы физики и механики просто не позволили бы этой фигуре весом в страшно представить сколько тонн удержаться на такой крошечной точке опоры, как два задних копытца. При горизонтальном расположении основной массы создается такой рычаг, который выкорчует и обрушит фигуру буквально сразу же.
И автор договаривается с материалом, вводя попираемую копытами коня змею.

Разумеется, это силы зла, которые великий царь растаптывает в своем могучем порыве, практически их не замечая... это целая глава в рассказе, это раскрытие одной из граней образа и сообщение ему полноты и величия... и как бы чисто случайно изгиб змеиного тельца в определенной точке сомкнулся с хвостом коня, ну просто ветром так отнесло... и чисто случайно змея вот именно на такую дину и именно такими изгибами распространяется по поверхности камня... и вполне закономерно помимо хвоста коня основная фигура смыкается со змеей копытом - ну, раз попирает, то как же еще...
Но с точки зрения материала это просто необходимая дополнительная опора, тонко и точно просчитанная, которая и позволяет наворотить все то, что автору захотелось.

Или вот



Ну что, казалось бы, делает в гардеробе колхозницы, извините меня, с серпом этот летящий, воздушный и по сути своей совершенно мелкобуржуазный шарф?

Очень сложная, очень тяжелая конструкция. В определенных местах требовались дополнительные ребра жесткости, тех, что можно спрятать внутри самих фигур, не было достаточно.

И мастер, видите, договаривается с материалом - ОК, сделаем дополнительные ребра там, где ты этого требуешь. Но как она это делает! Она драпирует их в этот шарф, который в результате становится одним из основных выразительных средств, который порыв этих фигур превращает практически в полет, хотя сами фигуры не становятся какими-то летящими бесплотными эльфами, а продолжают быть сгустками стальной пролетарской мускулатуры, которые отправить в полет вообще-то очень затруднительно.

Вот и в этом жакете - у меня был цельный кусок прекрасного фелта с цельным красивым узором. В нем самом не было никакой внутренней причины быть расчлененным. Можно было бы, конечно, переломить его через колено и разрезать на две половины, сделать полочки.
Но можно было и прислушаться к нему, оставить его цельным.



Я выбрала второе. А материал, в благодарность за то, что я к нему прислушалась, подарил мне возможность обеспечить вещь красивой интригой. И это стоило того чтобы договариваться.

Tags: *Сиамская кошка, моя работа, продано
Subscribe
promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments