Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Category:

Принципы кроя. Швы в вязаном изделии. Геометрия или стереометрия?..

А что такое вообще крой, в практическом смысле? Это - швы.



Чем больше я об этом думаю, тем больше прихожу к выводу, что в преобладающем взгляде на крой вязаного изделия мы имеем дело с неким нарушением логики. Эта алогичность видится мне в механическом перенесении на вязаные изделия принципов кроя шитых изделий, в то время как их природа принципиально отличается. А, следовательно, должен отличаться и естественный для нее способ формообразования.

Давайте попробуем разобраться с самого начала.
Конечной нашей задачей и в шитье и в вязании является создание некой трехмерной формы, если не совпадающей, то коррелирующей с формой человеческого тела.

Геометрически тело, имеющее три измерения, по принципу матрешки, включает в себя два измерения и одно измерение.
1 измерение [прямая или точка] >>> 2 измерения [плоскость] >>> 3 измерения [тело]

Логика создания формы из ткани
При шитье мы изначально вынуждены танцевать от п.2, от [плоскости], т.е. ткани. Ну, действительно, этап добавления второго измерения, создание из 1-мерных [прямых], т.е. нитей, 2-мерной [плоскости], т.е. ткани, находится вне пределов нашего воздействия. Мы начинаем создание 3-мерного объекта, [тела], в качестве исходника уже имея [плоскость].

Соответственно, мы действуем теми способами, которые вытекают из природы плоскости, диктуются ее свойствами. Их, этих способов, по большому счету, два.

Первый - а и не обязательно вообще добавлять третье измерение! Можно прекрасно обойтись и двумя, т.е. оставить [плоскость] (ткань) плоскостью, просто опустив п.3. Таким образом, у нас останется
1 измерение [прямая] (нить) >>> 2 измерения [плоскость] (ткань)
А поскольку, как мы выяснили выше, в случае с тканью превращение п.1 в п.2 не наша забота, п.2 мы получаем как данность, то и остается только он - 2 измерения [плоскость] (ткань)

Этот способ весьма продуктивен и популярен в разных культурах и в разные эпохи, от древности до современности.
В качестве примеров можно привести

Античный пеплос


Египетский калазирис


Индийское сари


Индонезийский саронг


Перуанское пончо


Шотландский (горский) килт
в его архаичной






и современной интерпретации


... и т.д., и т.д., и т.д., примеров таких великое множество. И, как мы видим, крой как таковой в одежде этого типа отсутствует - а зачем он тут?.. Соответственно, нет и швов.

Второй способ предполагает добавление третьего измерения, т.е. превращение [плоскости] ткани в [тело] изделие, имеющее объем и форму, более или менее приближенную к форме человеческого тела. Таким образом, тут мы будем действовать по схеме
1 измерение [прямая] (нить) >>> 2 измерения [плоскость] (ткань) >>> 3 измерения [тело] (изделие)
Опускаем этап превращения п.1 в п.2, и у нас остается
2 измерения [плоскость] (ткань) >>> 3 измерения [тело] (изделие)

Этот, наиболее распространенный в нашей части реальности, подход и требует собственно кроя и, соответственно, швов. Суть этого способа мы уже подробно рассмотрели на примере плоской географической карты и глобуса. И этот пример с трехмерным телом Земли, формой существенно более простой, чем трехмерное тело человека, без всяких там ручек-шеек-бюстов-талий и прочих нерегулярных выпуклостей и впуклостей, хорошо иллюстрирует всю сложность этой проблемы и всю неоднозначность получаемого результата.

В шитье, т.е. в том случае, когда мы изначально вынуждены танцевать от плоскости, более простого способа, чем разрезать эту [плоскость] на отдельные фрагменты и потом соединять их - посредством швов - в [тело], природа нашего мира нам не предложила.

Но, по каким-то странным и непонятным мне причинам, мы и в вязании продолжаем следовать этой же швейной схеме
2 измерения [плоскость] (вязаное полотно) >>> 3 измерения [тело] (изделие)

Что представляется мне в высшей степени нерациональным по трудозатратам и неубедительным по качеству! И все это потому, что такое механическое перенесение принципа создания трехмерного [тела] из шитья в вязание полностью игнорирует саму природу вязания.

Логика создания формы из нити
Достаточно вернуться к общему виду схемы
1 измерение [прямая или точка] >>> 2 измерения [плоскость] >>> 3 измерения [тело]и понять, что в вязании нашим первоначальным одномерным кирпичиком, из которого все строится, является не [прямая], а [точка]!!! Т.е. ПЕТЛЯ.

В отличие от [плоскости], которая сама по себе не предоставляет нам особенно большой свободы действий, [точка] практически никаких своих внутренних законов не имеет. Это как электрон - сложи его в таких количествах на стольких слоях, получится атом такого химического элемента с такими свойствами... а измени количество слоев и количество электронов на внешнем слое - и будет атом уже совсем другого химического элемента с другими свойствами... Т.е. конечные свойства задаются не природой электрона как такового, а количеством и сочетанием этих электронов.

Вот ровно так обстоит дело и с петлей. Поскольку вязаное полотно возникает из nn-го количества петель, каждая из которых сама по себе практически автономна, нам почти ничто не мешает варьировать по своему усмотрению их количество... взаиморасположение... направление.

Если продолжить аналогию с глобусом, т.е. созданием самой простой сферической трехмерной формы, то природа вязаного полотна, а именно автономность [точек]-петель, из которого оно создается, очень толсто намекает нам вот на такой принцип



Мы же зачем-то продолжаем применять к вязанию швейный принцип кроя, т.е. упорно действуем по схеме
1 измерение [точка] >>> 2 измерения [плоскость] >>> 3 измерения [тело]
Мы создаем из петель [плоскости]-детали такой формы, которые соответствуют деталям швейной выкройки аналогичного изделия, а затем соединяем их посредством швов в трехмерное [тело].

Другими словами, это мы чтобы создать вот такой дискотечный шар, сначала создаем из [точек]-петель вот такую [плоскость]



а потом пытаемся обернуть ею наш трехмерный объект, выкраивая из нее нечто такое



Ради всего святого, нафига мы, собственно, это делаем???

Мало того, что этот путь на порядок длинней и требует от нас на порядок больше телодвижений, это бы еще полбеды! Но в нем по определению заложена на порядок большая погрешность! Другими словами, применяя к вязанию швейный принцип кроя, мы очень задорого получаем довольно посредственный результат.

А ведь изначально-то мы исходим именно из трехмерной формы, которую нужно создать! И атомарная, точечная, петельная природа вязаного полотна прямо-таки очень громким шепотом нам подсказывает с первой парты, что для этого всего лишь нужно покрыть этими [точками]-петлями поверхность нашего трехмерного тела, разместив их там и столько, где и сколько это необходимо в соответствии с покрываемой формой.

Таким образом, внутренняя логика вязального полотна внятно диктует нам такую схему
1 измерение [точка] >>> 3 измерения [тело]
Т.е. п.2 мы просто исключаем, опускаем как абсолютно излишний и даже заведомо ухудшающий результат.

Отсюда автоматически вытекает и ответ на вопрос о швах - им просто неоткуда взяться.

Разумеется, и в вязании могут быть частные случаи, когда этап создания [плоскости] не может быть исключен, как объективные (узор-ажур-жаккард не позволяет произвольно варьировать количество и взаиморасположение петель...), так и субъективные (я художник, я так вижу... так написано в книжке/такая схема в журнале, мне проще воспроизвести, чем изобретать велосипед... ...) И, разумеется, это в любом случае не тот вопрос, на который возможен универсальный, заведомо верный общий ответ, какой принцип кроя является правильным для вязаного изделия. Правильный в каждом конкретном случае тот, который диктуется внутренней логикой конструкции.

Однако как минимум взглянуть на вещи с точки зрения их внутренней логики и задуматься над различиями их природы, я полагаю, небесполезно.

*Все фото взяты из открытых источников в интернете. Выяснить и указать их авторов невозможно, но в случае, если автор отыщется и пожелает быть названным, это немедленно и с багодарностью будет сделано.

Tags: крой и конструкция, этника
Subscribe
promo verapapkova апрель 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments