Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Category:

Принципы кроя. Эластичность и ее направление как важный конструктивный фактор

Сам факт наличия или отсутствия швов в вязаных вещах служит постоянным источником ожесточенных споров. Если коротко, я представляю мнение, что наличие швов вообще вторично, важно не то, есть они или нет, а есть ли для них причина и необходимость.



В создании объема огромную роль играет и коэффициент пластичности полотна и, если так можно выразиться, направленность этого коэффициента. Неслучайно швейные выкройки для изделий из ткани и из трикотажа отличаются. Хотя готовый трикотаж имеет свойства не полностью аналогичные свойствам ручного, однако от свойств ткани они сильно отличаются, что и приводит к отличиям в выкройках.

Мне приходилось видеть, как неопытные начинающие люди пытались сшить из ткани модель, в которой было указано, допустим, джерси. Коварство в том, что на фото в журнале вещь не выглядела "трикотажной" ни по фактуре, ни по фасону, это вводило в заблуждение, что можно ее воспроизвести из, допустим, обычной костюмки. Но физику не обманешь - результат всегда был негодным.



Разница в пластичности и эластичности ткани в разных направлениях, на первый взгляд, совсем незначительная, тоже имеет большое значение. Именно поэтому на швейных выкройках всегда указано направление долевой в каждой детали. И несоблюдение этих указаний тоже ни к чему хорошему не приводит.

Самый большой коэффициент пластичности и эластичности у ткани по косой. Выкроенная по косой деталь сама стремится мягко обтекать изгибы трехмерной формы, принимает и выявляет логику этой формы, а не топорщится, пытаясь навязать ей свою.

В ручном трикотажном полотне нет долевой и поперечной нитей, но разница между тем, как оно себя ведет на растяжение вдоль направления вязания и поперек, тоже присутствует и тоже имеет большое значение для вылепливания трехмерной формы. И направление по косой в вязаном полотне, как и в ткани, имеет самый большой коэффициент пластичности.



В этом одна из причин, почему я так люблю энтерлак - за счет диагонального расположения квадратиков все изделие в целом получается связанным по косой, что и позволяет обеспечить особенно изящные линии и точную посадку.

Однако эластичность вязаного полотна, изначально на порядок более высокая, чем у ткани, имеет свое коварство. Она создает иллюзию, что в крое как таковом нет особой необходимости - вещь налезет и сядет как бы только за счет этой эластичности. Да, налезть она, может, и налезет... но не сядет точно, если помимо эластичности это не обеспечено кроем.

Другое дело, что к вязаным вручную вещам как бы предъявляются другие требования по посадке. Как бы, допустим, портфели подмышками в вязаном изделии могут даже не вызывать никаких нареканий, как бы это так и надо... особенно, если само полотно связано ровно и еще, не дай бог, какими-нибудь аранами погуще... Невозможно себе даже представить, чтобы такие портфели подмышками прокатили бы в шитом изделии. А в вязаном - ну, типа... оно ж вязаное... как еще оно может сидеть...
Я сознательно много раз употребила в этом абзаце "как бы" и "типа", потому что категорически несогласна с таким подходом! Всякий раз, когда вижу такое - а видеть это можно в тысячах примеров! - ужасно огорчаюсь. Потому что вещи, прекрасно и даже мастерски связанные, которые имели все шансы стать достойными образцами вязаной одежды, совершенно убиваются этим игнорированием необходимости посадки, низводятся на уровень самопала в самом худшем смысле этого слова и просто-напросто дискредитируют саму идею ручного трикотажа.



Вязаное полотно, при всей его эластичности, не уберет как по волшебству излишки себя в том месте, где есть какая-то впадина в рельефе. Если мы не подумаем об этом и не заложим - неважно, каким конкретно способом, их может быть сколько угодно - эту впадину в конструкцию, полотну просто не останется ничего другого, как предъявить эти излишки в виде, например, тех же пресловутых портфелей.

При всей своей эластичности вязаное полотно не обтечет красиво ту часть рельефа, где есть какая-то выпуклость, если мы конструктивно не обеспечим ему возможности это сделать. Да, физически-то оно на выпуклость натянется... Но как будет выглядеть и то полотно, и та выпуклость?..

Таким образом, мысль моя, основывающаяся на десятилетиях опыта и сотнях вещей, сводится к тому, что вопрос о необходимости или ненужности швов в вязаном изделии глубоко вторичен. Первичен вопрос о конструкции изделия. Верный ответ на него учитывает множество факторов - и фасон вещи; и особенности телосложения; и характеристики пряжи, такие как вес, эластичность, упругость; и механические свойства узора; и многое другое. Вот именно в этом и заложен успех всего предприятия - если найдено верное конструктивное решение. И, если оно найдено, оно само даст ответ о швах, причем до того, как этот вопрос будет задан.



Я наобум проиллюстрировала этот текст несколькими своими работами, просто чтобы не было скучно. Но все их объединяет одно принципиальное обстоятельство - в них нет швов. Не потому что я их ненавижу! А потому что в них просто не возникло необходимости.

Tags: крой и конструкция
Subscribe
promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments