Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Category:

Принципы кроя. Статика и динамика

Одежда должна уметь двигаться вместе с человеком! Это крайне принципиальный момент, который обеспечивается не эластичностью материала, не пластичностью вязаного полотна, а именно кроем.



Человек постоянно движется, задирает руки, садится, наклоняется и т.д. и т.п. По-хорошему конструкция изделия должна отрабатывать всю эту динамику вместе с ним, т.е. в ней должна быть тем или иным образом заложена возможность и обеспечить человеку свободу любых движений, и при возвращении в исходное положение "стойка смирно", вернуться к исходному состоянию.

Возможно, вам приходилось обращать внимание на фото в вязальных, да и в швейных журналах, где модели, демонстрирующие вещи, стоят в каких-то странных и неестественных позах. Иногда, конечно, это является результатом художественного видения фотографа... Но зачастую продиктовано причинами более прозаическими. Просто если модель поставить в прямую информативную стойку, выявятся недоработки конструкции вещи. Допустим - условно - окажется, что красивые рукава типа летучая мышь, которые так здорово смотрятся на фото, где девушка широко раскинула руки, подобно распахнутым крыльям, в жизни представляют собой какие-то невразумительные мешки по бокам... и показать свою красоту у них практически нет шанса, потому что в жизни мы редко ходим, распахнув крылья.

Не реже встречается и обратная ситуация, когда вещь как бы нормально сидит на "стойке смирно", но если человек в ней потянется за книгой с полки или схватится за поручень метро, а то и просто сядет, все сразу станет совсем не так красиво.

Нет, никто не призывает бросаться в крайности и предъявлять к повседневной одежде такие же требования, как к гимнастическому трико! Но гимнастических упражнений в повседневной жизни никто и не выполняет. Но обеспечивать без ущерба для своей эстетики и удобства человека свободу его повседневных одежда, я считаю, обязана. Именно за счет конструкции.

Допустим, в статичном объекте типа платья для куклы не представляет никакой проблемы сделать узел типа "глубокое декольте" - а чего там делать, вынуть на нужную глубину, да и все. Но если мы делаем глубокое декольте на человеческом платье, мы просто обязаны сильно подумать и заложить в конструкцию все динамические ситуации, которые могут возникнуть. Допустим, такую:



Мы должны конструктивно обеспечить, чтобы при наклоне из этого декольте ничего не вываливалось, а хозяйке не приходилось всякий раз его стыдливо придерживать рукой.

О том, как себя поведет вещь в динамике, приходится думать постоянно, даже в, казалось бы, менее бросающихся в глаза узлах, чем, например, декольте.
Например, обтачка нижнего края изделия (или ее отсутствие) может существенно сказаться на общем впечатлении от вещи именно в динамике. Даже на манекене это не даст о себе знать, но в реальной жизни - обязательно.

Вот, например, два платья, связанные по одному принципу, но из разных по свойствам пряж. Это дает нам разное их поведение в динамике, поэтому и обтачка решена по-разному.


Само собой разумеется, что и та и другая абсолютно соответствуют полотну юбки, т.е. в спокойном состоянии они не волнят и не собирают, а лежат совершенно плоско, как бы являясь органической принадлежностью полотна юбки. Однако!

Здесь обтачка выполнена спицевым шнурком.



Это жесткий элемент, лишенный эластичности. Что мне и требовалось, поскольку большая хэбэшная вещь очень тяжелая, она бы деформировалась и нарушала чистоту линии низа просто под своим весом.

А здесь, в аналогичном, но шерстяном платье, мне было важно, чтобы обтачка не просто точно соответствовала краю юбки, но и обладала такой же степенью эластичности, как вязаное полотно.



Т.е. в первом случае само полотно юбки тянется довольно существенно, а обтачка не тянется вообще. Во втором случае обтачка и тянется и собирается точно так же, как полотно. На манекене эту разницу увидеть невозможно, если обтачка в принципе ровно лежит, то и выглядеть это будет одинаково хорошо.
А в динамике, особенно в случае с широкой юбкой, вот эта разница не в длине, а именно в эластичности основного полотна и обтачки вполне ощутима.

А вот здесь эластичность обтачки и ее соответствие эластичности полотна никакого значения для динамики вещи не имеет.



Здесь я использую совсем неэластичный рачий шаг. С одинаковым успехом вместо него здесь мог бы быть неэластичный спицевый шнур или вполне эластичные полая резинка или крючковая обвязка как в предыдущем примере.

Другими словами, создание трехмерной формы заведомо статического объекта и создание предмета одежды, который заведомо будет подвергаться значительным и неравномерным динамическим нагрузкам и деформациям - задачи принципиально разные.

Tags: крой и конструкция
Subscribe
promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments