Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Category:

Швы Оккама

Так что там с бритвой?..
Швы нужны там, где они нужны, и не нужны там, где не нужны - вот так получается. Потому что этот методологический принцип универсален и применение его во всех без исключения сферах жизни дает неизменно хороший результат. В том числе и в вязании.



[Что такое Бритва Оккама]«Бритва О́ккама» (иногда «лезвие Оккама», лат. lex parsimoniae) — методологический принцип, получивший название от имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма Оккама (Ockham, Ockam, Occam; ок. 1285—1349). В кратком виде он гласит: «Не следует множить сущее без необходимости» (либо «Не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости»). Этот принцип формирует базис методологического редукционизма, также называемый принципом бережливости, или законом экономии.

То, что называют «Бритвой Оккама», не было создано Оккамом, если иметь в виду базовое содержание этого принципа. То, что в условиях Проторенессанса сформулировал Оккам, было известно, по крайней мере, со времён Аристотеля и в логике носило название «принцип достаточного основания».

Бритва Оккама используется по принципу: если какое-то явление может быть объяснено двумя способами, например, первым — через привлечение сущностей (терминов, факторов, преобразований и т. п.) А, В и С, а вторым — через А, В, С и D, и при этом оба способа дают одинаковый результат, то сущность D лишняя, то есть верным является первый способ. ...


Посмотрим на конкретные примеры.
Вот в этой вещи много швов и "швейного" и "вязального" типов.



Вещь сложносочиненная, тут и фелт, и ткань, и вязаное полотно. И все это нужно было друг с другом как-то состыковать. Во всех случаях, когда стык происходит не трикотажа с трикотажем, а в любой другой комбинации, т.е. трикотажа с чем-то еще, использованы "швейные" швы, иголкой.



Что естественно, поскольку если хотя бы один из стыкуемых элементов не вязаный, иначе просто не получится. Ну и необходимость этих швов как таковых здесь очевидна - как-то же должны соединяться между собой разнородные фрагменты в единое целое.

А вот места стыковки вязаных деталей с вязаными уже решены по принципу "вязальных" швов, т.е. набором от одной детали и привязыванием к другой.



Что в этом случае более логично, чем сшивать детали иголкой, "швейным" швом, поскольку вытекает из самой природы этих деталей, автоматически соответствует их пластике и эластичности, и просто экономит много времени, потому что происходит одновременно с вязанием (в данном случае вставной боковой детали).

Чаще всего необходимость швов в вязаном изделии аргументируется тем, что они являются фактором посадки и стабильности формы.
Вот пример полностью бесшовной вещи, в которой иголка не участвовала совсем, если не считать пришивания пуговиц.



Как видите, посадка вещи вполне удовлетворительная, никакого урона отсутствие швов ей не нанесло.

Равно как и не помешало изделию в высшей степени стабильно сохранять форму - если помните, когда я его показывала, то писала, что оно дождалось фотосессии после двух сезонов носки и соответствующего числа стирок.

В то же время это наглядный пример того, что умножение сущностей без всякой на то объективной необходимости только испортило бы вещь. Представьте, что вот здесь ...



... был бы боковой шов - как бы он разрезал, порушил и нарушил красоту полотна! Ровно ничего, как мы убедились, не дав взамен.

Вот еще пример вещи без швов.



Как видите, и с посадкой и с формой все в порядке.
А шов - уж точно последнее, что бы хотелось видеть тут:



Представляете, как бы он варварски мне порезал полотно, нарушил бы ритм узора? Я уж не говорю о том, как мне было бы весело сшивать фрагменты, связанные из фелтовых полосок... и как бы "красиво" это выглядело...

Предыдущие работы могут показаться не слишком адекватными примерами посадки бесшовного изделия, потому что имеют свободный трапециевидный силуэт. Частный случай швов - это вытачки, без которых не обойтись в облегающей вещи.
Давайте посмотрим на платье с плотной посадкой по фигуре, в котором тоже нет ни одного шва.



Очевидно, что в классической "швейной" выкройке такой вещи непременно будет множество вытачек. И, конечно, она будет непременно иметь боковой шов. В моей реализации ничего этого, как видите, нет. Но в то же время оно там, конечно, есть - ну, иначе бы вещь просто так не сидела, законов физики никто не отменял!

Просто оно заложено в саму конструкцию вещи, так сказать, равномерно по ней распределено, а не сосредоточено в одном-двух местах по линиям швов. Если считать швами все стыки квадратиков - а конструктивно это так и есть! - то вот они-то и обеспечивают возможность распределить те повторяющие рельеф фигуры убавки-прибавки, одновременно их бесследно замаскировав, скрыв от глаз. Что и визуально гораздо приятней и конструктивно гораздо грамотней.

Такой принцип расфасовывания нагрузок мелкими порциями по всей поверхности, как ни странно, очень наглядно может быть проиллюстрирован одним домом, с которым я познакомилась в Амстердаме.

Как известно, Амстердам, как и вся Голландия, находится ниже уровня моря, т.е. стоит, фактически, на болоте. Почва там зыбкая в самом прямом смысле слова, почему и неизбежно "гуляет" от перепадов температуры - когда холодно, она сжимается, когда тепло, растекается. Соответственно, все строения вынуждены как-то учитывать это "гуляние", в противном случае они бы очень быстро просто разрушились. Наверное, все представляют амстердамские "кривые" домики.



Они не потому кривые, что голландцы прямо построить не могли! Голландцы - монстры, они что угодно могли, не сомневайтесь даже. А это так домики учитывают "гуляние" почвы - как бы прислоняются друг к другу в соответствии с тем, кого куда, в какую сторону ведет - рычаг-то у них большой, они высокие и кирпичные, тяжелые...

А вот этот дом мне просто хотелось расцеловать! Смотрите, как красиво конструктивно, а потому и визуально, как просто и как гениально!



В отличие от "кривых" домиков, поддерживающих друг друга, этот стоит почти отдельно. И у него другие пропорции, т.е. существенно бОльшая площадь поверхности стены. Соответственно, гуляющая почва его будет не вести целиком, как узкий и высокий домик, а будет рвать трещинами его стену.
И вы только посмотрите на этих умниц, как они решили эту проблему! Видите, они эту стену в прямом смысле простегали. По всей поверхности прошили ее чугунными стежками-скобами. Распределили по этим стежкам сопротивление этой - мощной, надо сказать - силе разрыва. Ну полюбуйтесь, какое бесконечно изящное решение!

И представьте, как неуклюже выглядело было бы решение этой проблемы одним-двумя локальными швами - нет, можно было, конечно, взять дом в пару таких жирных чугунных хомутов, обручей, по принципу бочки... и, наверное, они бы физически справились с задачей... Но что бы это было на вид?!!
А главное, как бы неуклюже и тяжело было бы эти огромные, тяжеленные чугунные хомуты изготавливать... монтировать... как представишь только - ужас. И как изящно, можно сказать, играючи, они сделали и вколотили нужное количество этих маленьких нетяжелых скоб. Ну и, надеюсь, понятно, что работают они гораздо лучше общих обручей - потому что адресно, ровно в тех местах, где наиболее сильно хочет рвать.

Я очень рада, что пришлось к слову поделиться с вами этой моей голландской находкой! Не устаю ей любоваться.
Но, помимо красоты визуальной, она нас отсылает к практическим сторонам истории со швами.

Итак, резюме. Почему я практически никогда не использую "швейных" швов в вязаных изделиях?

Во-первых, это лишнее время, которого мне жалко. Зачем я буду сначала вязать, потом сшивать (что я, к тому же, еще и ненавижу делать), если это можно сделать за один проход?

Во-вторых, я стараюсь лишний раз не рвать нитку. Конечно, изначально это атавизм, уходящий корнями в эпоху дефицита, когда все перевязывалось по сто раз, и потому нитку особо мельчить не приветствовалось.
Но не только! Сейчас я уже этот атавизм победила, когда мне надо - все что угодно рву безжалостно. Но когда не надо - очень стараюсь не рвать. Не только потому, что лишние узлы в изделии и заправка хвостиков меня совершенно не прикалывают. А, главным образом, потому, что я ж вяжу из головы. Это значит, что неизвестно, сколько раз мне придется распустить, пока все точно выстроится - если каждый раз рвать, так я, пока до окончательного варианта дойду, всю нитку измельчу!

В-третьих, любой шов всегда очень виден. И у меня практически не бывает случаев, когда мне надо, чтобы он тут лез в глаза - как-то никогда мне он визуально не просится. А заморачиваться с тем, чтобы сделать его невидимым... см. п.1 - зачем я буду на это тратить время, если прекрасно можно без этого обойтись?

В-четвертых, любой "швейный" шов всегда имеет отличную от вязаного полотна пластику и эластичность. Соответственно, мне надо как-то заморачиваться с тем, чтобы обеспечить их соответствие друг другу, что тоже дело нудное, скучное и времязатратное...

В общем, мне никогда и ни для чего не нужен на вязаном изделии шов! Кроме тех случаев, когда он нужен.

Tags: крой и конструкция, технология
Subscribe

Posts from This Journal “технология” Tag

  • Расчет количества петель

    Конечно, можно обойтись простой линейкой или сантиметром.Но гораздо удобней сделать из любой подручной картонки и миллиметровки вот такую штуку.…

  • Выбор номера спиц

    Не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Не считая выбора самой пряжи, это первый важный этап, на котором закладывается…

  • Пластика шелка и ВТО

    Для кого-то лето - время отпусков, каникул, перезагрузки... А у меня летом кипит работа - я переписываю свой курс Дао вязания. Нет, его структура и…

  • Дьявол в обтачках

    Угадаете, сколько раз я перевязывала эту обтачку? Обычно в сложных случаях я и сама этого не знаю, потому что не считаю, просто перевязываю, пока…

  • Бомбер Винтаж. Лайфхак

    Меня частенько спрашивают, как победить такую особенность энтерлакового полотна, как нестандартное поведение предпоследней петли в ряде, той, которая…

  • Приключения одного пледика

    Этот пледик я связала в подарок к рождению одной девочки. Нынешней зимой при невыясненных до конца обстоятельствах с ним случилась беда - его…

  • Веселые овощи. Морковь. Форма

    По форме это самая простая вещь из всей мини-коллекции, что не означает, что и тут нет своих технологических тонкостей. Еще как есть! Это…

  • Двухслойный энтерлак из двух ниток

    Вязание - дело тихое. Со стороны несведущий человек не всегда даже сообразит, что там у нее в руках со спицами происходит, да и происходит ли вообще!…

  • Мерзлая земля. Обтачки

    Очередная иллюстрация к глубоко верному утверждению, что дьявол в деталях. Как вы можете видеть, вещь крайне минималистична, практически единственная…

promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments