Предположу, что многие из вас никогда об этом не задумывались.
Сужу хотя бы интернету. Десятки и даже сотни страниц обсуждений продукции тех или иных производителей. Фан-клубы, войны между приверженцами "дорогой европейской", "дрянной китайской" и "фи-отечественной" пряжи. Обидные намеки, а иногда и прямые утверждения в том духе, что не признавать какую-нибудь условно итальянскую или французскую пряжу непревзойденно лучшей в мире могут только нищеброды, у которых на нее просто нет денег. В общем, настоящее поле битвы.
Встану ли я под чьи-то знамена в этой войне? Ни в коем случае! Я всего лишь поделюсь с вами информацией к размышлению, а выводы из этой информации вы уж сделайте сами.
Факты таковы. Производство пряжи - длинный технологический процесс, состоящий из множества этапов большой степени автономности. Это означает, что все этапы этого производства легко могут быть разнесены друг от друга во времени и пространстве. Более того, в сегодняшнем мире именно так все, как правило, и обстоит. Это рационально и экономически оправдано.
Но что это означает для нас, конечных потребителей?
Только то, что указанные на этикетке мотка пряжи страна и фирма-производитель, по сути, могут не означать ничего. Мы этого просто не знаем. Моток готовой пряжи из конечного продукта некого производства давно превратился в результат логистики. За многолетнюю вязальную практику мне приходилось сталкиваться с такими "производителями", все производство которых сводилось к одной машинке для перематывания пряжи с бобин в мотки и наклеиванию своей этикетки. Никакого отношения ни к первичной обработке сырья, ни к одному из дальнейших этапов превращения его в нить, ни к окраске этот "производитель" не имел.
Имеет ли какое-то значение это обстоятельство для меня, как конечного потребителя?
Нет!
Потому что, как мы уже выяснили, в начале цепочки все равно пасется на сочной травке новозеландская или австралийская овечка. И свойства, которыми будет обладать пряжа, заложены, главным образом, в природе ее шерсти, которая, в свою очередь, определяется ее породой.
Попросту говоря, меринос, он и в Африке меринос. Или не-меринос. И по большому счету, никакая самая что ни на есть легендарная этикетка не сделает его радикально лучше, равно как и безвестный нонейм производитель вряд ли его серьезно ухудшит.
И если мой опыт позволяет мне - а лично мне он позволяет! - оценить качество пряжи как таковой, и это качество меня устраивает, то какая мне вообще разница, где, кем, как и по какой схеме была эта пряжа произведена?
Да!
Потому что мне важно, чтобы пряжа, с которой я работаю, была сделана людьми, для которых их дело значит столько же, сколько для меня мое. Которые каждый этап длинной технологической цепочки понимают и регулируют, исходя из своего опыта и профессионализма.
Я - идеологически - средневековый ремесленник, я каждую свою вещь делаю полностью сама, от идеи до последней пришитой пуговицы, которую я тоже частенько делаю сама. И мне однозначно приятней и комфортней работать с материалом, который сделан такими же ремесленниками, как я.
Троицкая камвольная фабрика - производство полного цикла. Сюда поступает состриженное с овец руно, а выходят отсюда готовые мотки пряжи. Весь долгий процесс превращения одного в другое происходит в этих стенах. На сегодня это, можно сказать, уникально. Производства полного цикла вытесняются специализированными на каком-то одном этапе.
Что тоже, само по себе, хорошо, раз способствует развитию и прогрессу искусства пряжи! Но для меня очень важно, чтобы было такое место, где пряжу действительно делают в полном смысле этого слова - от руна до этикетки.
Journal information