Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Category:

Наталья Лопусова-Томская. Чувство материала

Материал, с которым работает Наталья, в наше время точно не отнесешь к самым популярным - это папье-маше.



В детстве в моем детском саду у нас были две большие коробки, в которых лежали странные очень легкие предметы. В одной коробке были круглые, покрашенные красной масляной краской, а в другой продолговатые, покрашенные зеленой. Поверхность у них была неровная, как бы с угловатостями. По легенде красные предлагалось считать помидорами, а зеленые огурцами, с их помощью надо было играть в продавца.



Изготовлены они были воспитательницами путем наращивания слоев рваной газетки и другой ненужной бумажки на клейстер, который они тоже сами варили. Видимо, уже тогда мой интерес к технологиям у меня был сильней, чем к играм - не помню, чтобы я когда-нибудь использовала эти предметы по назначению, в качестве воображаемых огурцов, но вот это свое первое знакомство с папье-маше помню отлично.



И клейстер в алюминиевой кастрюльке... и то, что периодически объекты заново красились... и то, какими они были крепкими и неожиданно для своего внушительного размера легкими, и их теплую поверхность, и как приятно было держать их в руках.



Разумеется, это был очень примитивный вариант папье-маше. Но даже он демонстрировал все лучшие качества этого материала - долговечность, физическую крепость (ни с одним воображаемым огурцом за всю мою садовскую карьеру ничего не случилось) и тактильную приятность.



Папье-маше Лопусовой-Томской - это не просто наращивание слоев бумажек на клейстер. Оно доведено до высших стадий технологического совершенства, его обработка такова, что непосвященный зритель, глядя на работы Натальи, может долго теряться в догадках - фарфор?.. дерево?.. раскрашенная кость, может быть?..



В наше время нам просто практически не представляется случая узнать, как выглядит папье-маше художественного, не детсадовского уровня, и какие безграничные возможности этот материал предоставляет автору.



Но в основе, если не вдаваться в технологические тонкости, это все та же бумага и клеевое связующее. Что, собственно, и объясняет название выставки "Иллюзорная жизнь бумаги". Причем иллюзорность и прочая подразумеваемая эфемерность относится тут никак не к физическим свойствам объектов, а исключительно к их содержательной части, замыслу, сюжету и легенде.



Физически объект из настоящего, хорошо сделанного папье-маше можно хоть в космос запускать, настолько он крепкий, стойкий и надежный.



Создание объектов из папье-маше - процесс небыстрый. И ускорить его нельзя, этого просто не позволяет технология. Каждый из последовательно наращиваемых слоев должен хорошенько просохнуть.



А потом, когда детали из папье-маше объединятся с проволочным каркасом, настает черед тканей, бисера и всех этих мельчайших и точнейших деталей, в которых Лопусовой-Томской просто нет равных.



Таким образом, на создание каждой работы уходят месяцы кропотливого труда. И, как это обычно бывает с настоящими художниками, вот эти месяцы, эта кропотливость и труд - вовсе не то, о чем подумает зритель, глядя на эту вещь.



Зритель, как завороженный, пойдет за автором в этот особенный мир, с его особенными, очень правильными законами, и мысли унесут его далеко... Далеко от банки с клейстером и размоченной бумаги. "Когда б вы знали, из какого сора" - как это в очередной раз верно!

Tags: выставка/музей, персоналии
Subscribe
promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments