
В детстве в моем детском саду у нас были две большие коробки, в которых лежали странные очень легкие предметы. В одной коробке были круглые, покрашенные красной масляной краской, а в другой продолговатые, покрашенные зеленой. Поверхность у них была неровная, как бы с угловатостями. По легенде красные предлагалось считать помидорами, а зеленые огурцами, с их помощью надо было играть в продавца.

Изготовлены они были воспитательницами путем наращивания слоев рваной газетки и другой ненужной бумажки на клейстер, который они тоже сами варили. Видимо, уже тогда мой интерес к технологиям у меня был сильней, чем к играм - не помню, чтобы я когда-нибудь использовала эти предметы по назначению, в качестве воображаемых огурцов, но вот это свое первое знакомство с папье-маше помню отлично.

И клейстер в алюминиевой кастрюльке... и то, что периодически объекты заново красились... и то, какими они были крепкими и неожиданно для своего внушительного размера легкими, и их теплую поверхность, и как приятно было держать их в руках.

Разумеется, это был очень примитивный вариант папье-маше. Но даже он демонстрировал все лучшие качества этого материала - долговечность, физическую крепость (ни с одним воображаемым огурцом за всю мою садовскую карьеру ничего не случилось) и тактильную приятность.

Папье-маше Лопусовой-Томской - это не просто наращивание слоев бумажек на клейстер. Оно доведено до высших стадий технологического совершенства, его обработка такова, что непосвященный зритель, глядя на работы Натальи, может долго теряться в догадках - фарфор?.. дерево?.. раскрашенная кость, может быть?..

В наше время нам просто практически не представляется случая узнать, как выглядит папье-маше художественного, не детсадовского уровня, и какие безграничные возможности этот материал предоставляет автору.

Но в основе, если не вдаваться в технологические тонкости, это все та же бумага и клеевое связующее. Что, собственно, и объясняет название выставки "Иллюзорная жизнь бумаги". Причем иллюзорность и прочая подразумеваемая эфемерность относится тут никак не к физическим свойствам объектов, а исключительно к их содержательной части, замыслу, сюжету и легенде.

Физически объект из настоящего, хорошо сделанного папье-маше можно хоть в космос запускать, настолько он крепкий, стойкий и надежный.

Создание объектов из папье-маше - процесс небыстрый. И ускорить его нельзя, этого просто не позволяет технология. Каждый из последовательно наращиваемых слоев должен хорошенько просохнуть.

А потом, когда детали из папье-маше объединятся с проволочным каркасом, настает черед тканей, бисера и всех этих мельчайших и точнейших деталей, в которых Лопусовой-Томской просто нет равных.

Таким образом, на создание каждой работы уходят месяцы кропотливого труда. И, как это обычно бывает с настоящими художниками, вот эти месяцы, эта кропотливость и труд - вовсе не то, о чем подумает зритель, глядя на эту вещь.

Зритель, как завороженный, пойдет за автором в этот особенный мир, с его особенными, очень правильными законами, и мысли унесут его далеко... Далеко от банки с клейстером и размоченной бумаги. "Когда б вы знали, из какого сора" - как это в очередной раз верно!
Journal information