Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Уроки Леонардо. 3.4

"Урок 3: Сотрудничайте с людьми в процессе зарисовки
Леонардо сделал свои эскизы сам, но он сотрудничал с другими людьми, чтобы конкретизировать более тонкие детали. Эскизы анатомии человека были сделаны в сотрудничестве с Маркантонио делла Торре, анатомом из Университета Павии. Их сотрудничество имеет особое значение, поскольку оно связывает искусство с наукой.

Договор был, что Леонардо сделает безупречные эскизы, А Маркантонио должен был проверить чертежи для точности и полноты человеческой анатомии. Маркантонио согласился на публикацию рисунков Леонардо. По иронии судьбы, год спустя, Маркантонио умрет от Черной Смерти. К счастью, эскизы Леонардо остались.

Выводы:
1) Показывайте свои зарисовки другим людям.
2) Сотрудничайте с окружающими, когда вы рисуете.
3) Сотрудничайте с теми, кто поможет вам сделать ваш эскиз лучше (более точным, творческим).
"



Итак, Сотрудничайте с теми, кто поможет вам сделать ваш эскиз лучше (более точным, творческим).

Даже не знаю, какие подобрать для этого вывода эпитеты - архиважно!.. принципиально!.. определяюще!.. Как ни скажи, все, кажется, недостаточно передает всю важность этого вывода.

В общем, это основа основ. Осталось только уточнить, что именно я понимаю под сотрудничеством, и с кем это сотрудничество предполагается.

По большому счету, в любом деле, в любой области, чем бы мы ни занимались, мы можем – и должны! – сотрудничать с двумя глобальными явлениями – Природой и Человеком.

В любом процессе создания чего-либо всегда есть личный вклад создающего и доля того, что было наработано до него человечеством и создано природой. Соблюсти баланс между этими двумя частями, это, наверное, и есть способ создать что-то действительно стоящее.

Сотрудничество в этом контексте означает вечное ученичество. Необходимо всегда, каждую минуту быть очень прилежным учеником, с вниманием и благодарностью воспринимая как своих учителей… да практически вся и всех.

Давайте вернемся к самым истокам, к началу человечества и началу искусства (я склонна думать, что это одно и то же). Смотрите, в невообразимой древности палеолита человек в какой-то момент осознал себя. Он осознал возможность и необходимость сформулировать и зафиксировать свой опыт… сам факт своего существования. Он изыскал для этого техническую возможность – красные почвы оставляли заметный след на стенах его пещеры. И он выучил этот урок! Услышал эту подсказку природы, воспользовался инструментом, который природа ему предложила.

Тогда, в самом начале, у него не было совсем никакого опыта и навыка, чтобы самостоятельно что-то изобразить. Но уже была потребность сделать это, и свой первый шаг он просто сделал след в след за природой – с помощью природного пигмента зафиксировал контур своей руки на стене пещеры.



Формально в этом изображении нет ничего авторского, ничего творческого, ничего личного. А по сути это величайший акт творения, Рубикон, который человек перешел, навсегда с этого момента перестав быть лишь биологическим существом. Именно в этот момент человек и стал собственно человеком.

И все заоблачные вершины мастерства, достигнутые им после, все невероятно совершенные творения, созданные им, по сути продолжают оставаться бесконечным повторением этого первого выученного урока. На первый взгляд несопоставимые, на самом деле они отличаются лишь техникой, а по существу продолжают представлять собой бесконечное повторение уроков бесконечной природы.

Эта тема настолько глобальна, что в тут ее невозможно охватить даже тезисно. Поэтому, чтобы не утонуть в ней, я, обозначив общее направление мысли, сделаю резкий переход к узкопрактическим аспектам.

Из своего опыта могу дать совет, полезность которого вы обязательно оцените, если начнете ему следовать – наблюдайте!
Всегда, в любую минуту жизни, чем бы вы ни были заняты. Но просто наблюдать и отмечать про себя какие-то красивые моменты недостаточно, они очень быстро затрутся в памяти. Применительно к работе, к вязанию, просто наблюдать недостаточно – наблюдения совершенно необходимо фиксировать и систематизировать.

Процесс обработки впечатлений очень индивидуален, он зависит от типа восприятия каждого человека, так что я расскажу о том, как это происходит у меня – возможно, кому-то это подойдет, а кто-то задумается и выработает свою, более удобную лично для него систему.

Так сложилось, что фотография не относится к числу моих талантов. Мне это хорошо известно, и сознание этого меня здорово сковывает, когда я что-то хочу сфотографировать, в результате получается еще хуже… замкнутый круг, одним словом.
Но я нашла из него выход – мобильник! Во-первых, в отличие от фотоаппарата, он всегда со мной. Во-вторых, психологически это совершенно разные вещи. Где-то на бегу вдруг доставать фотоаппарат и что-то снимать, какую-нибудь стену или травку – это одно. А щелкнуть что угодно мобильником – это совершенно другое, это ни к чему не обязывает, это само собой разумеющийся рабочий момент, к которому априори не предъявляется никаких эстетических требований. Конечно, качество фоток так себе… Но для моих рабочих целей этого вполне достаточно! Я ведь не собираюсь вешать эти фото в рамках, я даже не собираюсь их кому-то показывать – это мой рабочий материал, каждая такая фотка в нужный момент просто позволит мне извлечь из памяти то впечатление, которое она фиксирует, без искажений и потерь.

Соответственно, и фиксирую я вещи, которые представляют интерес только в контексте их дальнейшей переработки.
Некоторые из этих впечатлений воплощаются затем в моих вещах довольно непосредственно, таким образом, что первоисточник в них продолжает явственно угадываться.

Ну, например… Прежде чем связалось это платье, несчастная нитка была сто раз перевязана в сто разных вещей и сто раз распущена.



Изначальный замысле был совершенно другой, вообще ничего общего не имел с тем, что получилось в итоге, это было и не платье, и не энтерлак.



И все, что у меня получалось, были какие-то унылые полосочки застиранных цветов, просто никакого удовольствия! Нитка в мотках явно выглядела гораздо красивей. А, главное, что-то здорово напоминала… что-то очень знакомое и очень красивое, что всегда мне нравилось… и вот именно в этом сочетании побитых временем оттенков серого с рыжим не первой свежести…



Вместо того чтобы с упорством, достойным лучшего применения, снова вязать и распускать, нужно было сразу сосредоточиться на этом ощущении! Когда, наконец, я отчаялась найти нужное решение руками и подключила голову, ответ немедленно нашелся в моей копилке впечатлений. Ну конечно! Стены! Старые стены из серого камня и кирпича.



Все сразу встало на свои места, сразу стало понятно, что необходим именно энтерлак, который обеспечивает эту структуру кирпичиков, а длинная секция нитки уже сама раскрасит кирпичики нужным непредсказуемо-случайным образом.

Вот этот комплект по просьбе заказчицы должен был быть чисто белым и не содержать никаких «завитушек и загогулин», т.е. никаких ажуров, аранов и прочих фриформов.



Честно сказать, получилось бы очень скучно.
Но я порылась в своих зимних впечатлениях…



Сразу вспомнилось это ощущение заиндевевших мелких веточек…



И появились даже не кисточки, а вот эти одинокие ниточки по периметру шарфа – сразу вещь перестала быть безликой, а когда ниточки-веточки притянули за собой снежки-помпошки, все сложилось во вполне внятный зимний образ.



На примере этих фоток могу поделиться еще одним полезным наблюдением. Страшно даже представить, сколько миллионов прекрасных… профессиональных… художественных фоток заснеженных деревьев уже сделано! На профессиональном оборудовании, грамотно обработанных, с выстроенной композицией, мастерски переданным настроением… Ну, сами понимаете – забей только нужный запрос в поисковик и никакого жесткого диска не хватит, чтоб всю эту красоту сохранить. В чем, казалось бы, смысл складывать в копилку свои кустарные пересвеченные фотки с мобильника? Вы знаете, смысл есть и очень большой.

Он в том, что мои кустарные пересвеченные фотки – они МОИ. Именно в этом их ценность. Это как банка малинового варенья зимой – отрываешь – и вот оно, лето… жара… сад… шмели… Так и эти фотки ценны тем, что это зафиксированное и законсервированное МОЕ СОБСТВЕННОЕ впечатление, ощущение какого-то момента… открываешь – и вот оно. Ярко, четко, в мельчайших подробностях – не на фото – в ощущениях.

Так что я давно пришла к тому, что какие бы потрясающие кадры ни попадались мне в Интернете или еще где-то, сколько бы я ими ни любовалась и ни восхищалась, я никогда их не сохраняю. Принципиально. В моей копилке впечатлений, которая необходима мне для работы, хранятся только мои собственные впечатления.



Вот, например, фрагмент мостовой – как вы, наверное, догадались, мастер энтерлака просто обязан любить мостовые! – который здорово помог мне вот с этим декором:



Я когда делаю какой-то декор, то для меня самая большая проблема – вовремя остановиться. Очень легко утрачивается контроль, не успеешь оглянуться, а под декором уже и вещи-то не видно!



А этот пример взвешенного соотношения мелко-дробно заполненной ячейки с пустыми мне помог соблюсти меру.

Очень емким оказался этот Урок 3, да. И мы еще с ним не закончили! Очень важные вещи в нем собраны, очень жизненные и сугубо практические. С их помощью можно прямо-таки перейти в своем деле на следующий уровень, так что оно того стоит.

Tags: персоналии, уроки Леонардо
Subscribe
promo verapapkova апрель 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments