Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Categories:

Уроки Леонардо. 3.5

"Урок 3: Сотрудничайте с людьми в процессе зарисовки
Леонардо сделал свои эскизы сам, но он сотрудничал с другими людьми, чтобы конкретизировать более тонкие детали. Эскизы анатомии человека были сделаны в сотрудничестве с Маркантонио делла Торре, анатомом из Университета Павии. Их сотрудничество имеет особое значение, поскольку оно связывает искусство с наукой.

Договор был, что Леонардо сделает безупречные эскизы, А Маркантонио должен был проверить чертежи для точности и полноты человеческой анатомии. Маркантонио согласился на публикацию рисунков Леонардо. По иронии судьбы, год спустя, Маркантонио умрет от Черной Смерти. К счастью, эскизы Леонардо остались.

Выводы:
1) Показывайте свои зарисовки другим людям.
2) Сотрудничайте с окружающими, когда вы рисуете.
3) Сотрудничайте с теми, кто поможет вам сделать ваш эскиз лучше (более точным, творческим).
"



Это Изабелла Португальская, какой ее написал Рогир ван дер Вейден.

Продолжаем рассматривать емкий пункт Сотрудничайте с теми, кто поможет вам сделать ваш эскиз лучше (более точным, творческим).

Создание любого материального объекта по умолчанию подразумевает взаимодействие с другими людьми - кто-то ведь будет им пользоваться, кто-то будет его видеть, он автоматически будет встроен в картину мира очень многих людей.

Если говорить о предмете одежды, создавая его, мы тем самым автоматически находимся в ситуации взаимодействия - с тем, кто будет это носить; а также с теми, кто будет видеть человека в этой одежде. Совершенно необходимо отдавать себе в этом отчет. И со своей стороны сделать все, чтобы характер этого взаимодействия был позитивным, чтобы оно было именно сотрудничеством.

Удобство и функциональность, качество исполнения и материалов, грамотный крой и хорошая посадка - все эти утилитарные аспекты оставим сейчас в стороне. Примем за аксиому, что они должны быть. Сосредоточимся на нематериальном, содержательном и смысловом аспекте, который присутствует в одежде ничуть не в меньшей степени чем, например, в живописи.
Здесь речь идет о социальном и индивидуальном, их соотношении и айдентике.

Каждая эпоха выражает себя посредством определенного визуального языка, наиболее полно передающего существующие на тот момент представления об устройстве мира. Как и в любом другом, в художественном языке есть свои правила и закономерности, которые складываются в некий канон и стиль.
Ну и, конечно же, у каждой эпохи существует свой вполне определенный идеал человеческой красоты, что для нас, в контексте создания одежды, особенно существенно.

Задача художника, собственно, всегда и состояла в том, чтобы верно определить линию пересечения этих двух плоскостей - требованиям социального канона и персональной индивидуальности.

Очень полезно анализировать, как решали эту задачу разные мастера. Это решение всегда осложнялось, отягощалось некими внешними обстоятельствами, лежащими за пределами собственно творческой задачи. Ну, например, при написании парадных портретов мастер должен был просочиться в узкое горлышко между Сциллой и Харибдой – с одной стороны, он должен был максимально польстить портретируемому, а, с другой стороны, обеспечить степень индивидуальности, необходимую для персональной узнаваемости.

Посмотрите на Изабеллу Португальскую - как деликатно и в то же время ярко представлена именно индивидуальность ее, прямо скажем, далекого от идеала лица!

Или вот эта прекрасная дама - как видите, ее черты никак нельзя назвать классическими, она уж точно не красавица. И автор вовсе не стремится подогнать ее под какой-то идеал. Наоборот!



Он изображает ее четко в профиль, т.е. в таком ракурсе, который совсем не позволяет смягчить неправильность ее черт, а, наоборот, беспощадно представляет их как бы в самом невыигрышном свете. Тем самым он одновременно и соответствует канону профильного портрета кватроченто, и наилучшим образом преподносит ее индивидуальность. Автор сообщает нам импульс высшей гармонии поверх внешней неидеальности. Он не нивелирует индивидуальность, но делает так, что весь образ, вся вещь в целом производят впечатление именно красоты и гармонии. Мы видим именно Прекрасную даму – да, вот с таким носом… прекрасную!

В каком-то смысле создание одежды очень близко к работе придворного художника. Каждая вещь должна максимально польстить хозяину, настолько, насколько это вообще возможно. Но! Она должна польстить именно ЕМУ, сделать красивым именно ЕГО, сохранив и даже усилив его индивидуальность, а не исказив ее в пользу приближения к актуальному стандарту внешности.
Задача тонкая. Но тем и интересная!

Разумеется, мы не можем игнорировать актуальный стандарт внешности, стандарт красоты сегодняшнего дня – это было бы глупой, бессмысленной, а, главное, обреченной на заведомый провал борьбой с ветряными мельницами.
Современный идеал красоты предполагает нечто тонкое… длинное… изящное… протяженное более в высоту, чем в ширину… с длинными конечностями… Что-то вроде этого



Действительно, бесконечное изящество! Хочется любоваться, не отрывая взгляда.

Но наш Создатель в своих творениях предложил нам бесконечное количество вариантов гармонии. Среди которых есть и прямо противоположные



Разве они менее прекрасны? Разве не вызывают восторга?

Вы оценили, конечно, мою бесконечную деликатность и политкорректность! ))) В рамках одного вида, например, человеческого, встречаются особи столь же различные по своим внешним характеристикам. Да, сегодня в фаворе конкретно вот такие, которые близки по пропорциям к жирафчикам. А что тем, которые близки к гиппопотамчикам, по этому случаю делать - не жить? Не демонстрировать миру свою красоту?

И вот здесь перед создателем одежды открывается обширное поле сотрудничества с моделью. Его работа – с любовью и тщательностью всмотреться в модель, чтобы определить, что и где с помощью нашей вещи можно визуально вытянуть… подправить… представить в выгодном свете… слегка приукрасить… а что ни в коем случае не стоит ни маскировать, ни пытаться выдать не за то, чем оно является.

Возвращаясь к моим примерам - какой бы азбукой современного стандарта красоты ни были длинные ноги, посмотрите на ножки гиппопотамчика и согласитесь – их никакие ухищрения не заставят воспринимать как длинные. Наоборот, ухищрения в этом направлении гарантированно дадут результат жалкий, беспомощный и нелепый. Что совершенно естественно. А, между тем, сами по себе эти коротенькие толстенькие ножки абсолютно обезоруживающе, сногсшибательно очаровательны! И вот именно это очарование индивидуальности представить во всей красе и должна в идеале одежда.

Конечно, говоря об индивидуальности, нельзя забывать и об индивидуальности своей собственной. Каждый автор не просто должен протиснуться в узкое горлышко между Сциллой актуальности и Харибдой персональности - он имеет право на собственный почерк! Именно в том и состоит смысл его работы, чтобы о том же самом, о чем рассказывали миллионы авторов до него, рассказать своими собственными, отличными ото всех остальных, словами. Это вполне относится и к вязанию.

Только здесь задача перед автором стоит более тонкая – свою индивидуальность нужно упаковать в индивидуальность модели, умудриться эту свою индивидуальность проявить в полной мере, но не нарушить при этом иерархию, в которой индивидуальность модели, безусловно, главенствует. Сложно? Да. Интересно? Еще бы!
Привести пример… очень сложно выбрать какой-то один! Их мириады во всех видах творчества. Давайте возьмем вот такой пример. Странный. История про то, как автор одновременно сделал мирный, совершенно канонический для своего времени, решительно неэпатажный пейзаж – и в то же время позволил себе навернуть в нем ту странную странность, которую ему захотелось…

Смотрите, Питер Брейгель старший, «Падение Икара»



В том, что действие античного мифа перенесено в современные автору обстоятельства и реалии, ничего странного нет – это совершенно стандартный и популярный ход, всегда использовавшийся и сейчас использующийся разными авторами.
Только… эээ… а где там действие мифа-то? Кто-то пашет… кто-то ловит рыбу… кто-то пасет овечек… При чем тут Икар, и где он вообще???

А он уже упал. Шмякнулся в море прямо перед носом у рыбака.



А почему никто и ухом не повел?.. Как будто сыплющиеся с неба люди – обычное дело, вроде каких-нибудь воробьев?.. Почему заглавный герой произведения представлен одной еще не скрывшейся под воду ногой, да и то где-то в уголке, так что не сразу и найдешь?.. Какая связь между ним и мирными пахарями-пастухами, которые явно представлены, как основные персонажи?.. Почему бы не назвать эту вещь каким-нибудь «Вспахиванием пашни», что было бы в сто раз логичней?.. Зачем вообще приплетать сюда этого Икара??? Много вопросов возникает, некоторые из них и сформулировать-то сходу не получается…

На какие-то из этих вопросов ответы есть. На какие-то – нет, ученые, что называется, спорят. Но углубляться в историю конкретного произведения сейчас не наша задача.
Это просто пример, как может быть свободен автор в проявлении своей индивидуальности и решении своих сугубо внутренних творческих или мировоззренческих задач, не впадая при этом ни в эпатаж, ни в демонстративность, не выпячивая эти свои внутренние проблемы на первый план.

Предвижу вопрос о том, где есть место взаимодействию с индивидуальностью будущего владельца вещи в том случае, если она создается не для конкретного человека, а абстрактно, допустим, на продажу или просто для реализации красивой идеи. Вы знаете, нет никакого противоречия.

Учет индивидуальности будущего владельца может быть заложен в вещи… ну, примерно, как в колготках заложена возможность идеально принять любую форму ног. Только не в механическом, а в идеологическом смысле.

Прекрасный пример работы с такой «неизвестной индивидуальностью» - это традиционная народная одежда. Ее унифицированный, как правило, очень простой крой до мельчайших подробностей отточен веками и под человека, и под те условия, в которых он существует, и под те действия, которые он выполняет. И, в то же время, эта одежда веками отточена таким образом, что, позволяя безошибочно идентифицировать человека по его принадлежности к некой этнической общности, она, как колготки форму ног, идеально обрамляет и преподносит персональность, индивидуальность человека, т.е. идентифицирует его как отдельную неповторимую личность в ряду собратьев по этносу.

Тема индивидуальности совершенно неисчерпаема вообще, и в русле разговора о вязании, о создании вещей непосредственно для человека – в особенности. Конечно, мы лишь обозначили ее, сделав акцент на том, о чем говорится в уроке Леонардо, как о сотрудничестве.
Да, именно сотрудничество как с конкретной моделью, так и вообще с людьми в качестве потенциальных моделей, совершенно необходимо в работе создателя одежды.

Tags: персоналии, уроки Леонардо
Subscribe
promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments