Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Category:

Уроки Леонардо. 4.1

Не обращайте внимания на белибердистику в преамбуле урока, это всего лишь результат машинного перевода, но основной смысл, я думаю, понятен.

"Урок 4: Привлеките свое воображение
Источниками эскизов Леонардо были не только природа и человеческая анатомия. Его эскизы включают гражданские инженерные проекты (мосты, дороги, карты), военные объекты (парашют, самолет,танк, пулемет), и роботы (рыцарские доспехи). Некоторые из этих проектов не будут созданы на протяжении пяти столетий. Ключом к успеху должно быть ваше воображение.
Леонардо использовал свое воображение, потому что он был любопытным. Леонардо писал: «Почему глаза видят мечты во сне более ясно, чем воображение, когда не спишь?». Да Винчи привлекали полеты. В его альбоме, есть страница под названием «Летающие машины.Полет Гения!». На этой странице есть эскизы парашюта, самолета и планера. Некоторые ученые предположили, что исследования птиц помогли Леонардо с разработкой планера.
Выводы:
1) Рисуйте за пределами своей зоны комфорта.
2) Зарисуйте несколько решений в проблемной области (к примеру полетов).
3) Дайте идее отлежаться, а затем вернитесь к ней снова."




1) Рисуйте за пределами своей зоны комфорта.

Все, о чем говорится в этом уроке, применимо к вязанию дословно и буквально, это даже не требуется адаптировать. Здесь вводится очень важное понятие, которое очень желательно осознать для себя в любом деле, не только в вязании. Это понятие - зона комфорта.

Я не уверена, что рисунок летательного аппарата адекватно иллюстрирует выход Леонардо за пределы его зоны комфорта – вполне возможно, что, как инженер и механик, он, создавая этот эскиз, оставался в границах этой зоны. Но все-таки для человека той эпохи полет точно был чем-то вне границ не то что комфорта, а даже просто возможности представления.

Итак, что же такое зона комфорта и что нам дает осознание ее границ, для чего это нужно?

Если говорить о вязании, то это набор индивидуальных предпочтений, в рамках которого автор наиболее комфортно себя чувствует. Кто-то любит крючок, а кто-то спицы. Кто-то ажуры, кто-то араны, кто-то жаккарды. Для кого-то неважно, что и чем вязать, главное, чтобы это был определенный тип пряжи. Для кого-то имеет большое значение цвет. Кто-то любит малые формы, типа шапочек, а кому-то больше нравится вязать большие вещи, кофты и платья. Кто-то даже не рассматривает для себя пряжу, для которой нужны спицы тоньше 4-5, а для кого-то спицы 3,5 уже почти верхняя граница комфортности. И так далее, вы сами можете продолжить и дополнить этот список.

Определить границы своей зоны комфорта возможно только при условии, что сама эта зона уже существует. Т.е. это не понятие для начинающих. Если, к примеру, единственная вещь, которую я связала, был шерстяной свитер регланом от верха, и мне понравился процесс и удовлетворил результат, это еще не означает, что моя зона комфорта – вязание из шерсти регланом сверху. Это означает только то, что конкретно этот опыт был удачным.

Чтобы зона комфорта определилась, ее необходимо создать, наработать. Т.е. связать не одну, не две, а довольно много вещей. Только при этом условии постепенно станет понятно, что является зоной комфорта для конкретного человека.

Само по себе осознание границ этой зоны дает, на самом деле, очень многое. Допустим, зоной пространственного комфорта для человека является его жилище, по нему он может перемещаться на автопилоте, в темноте, не задумываясь, куда ставить ногу, не смотря внимательно по сторонам, не концентрируя внимание. Но очевидно, что переходя оживленную улицу, перемещаясь по покрытому гололедом тротуару или по платформе метро, человек будет совсем иначе двигаться, совсем иначе распределять усилия и внимание, чтобы это не было чревато серьезными неприятностями. В случае с перемещением в пространстве такое осознание границ зоны комфорта, как правило, происходит автоматически.

В случае же с работой крайне полезно сознательно проанализировать, что является зоной комфорта, и составить об этом четкое представление. Это позволяет, в свою очередь, осознанно подходить к оценке задач, которые потребуется решать в очередном проекте. А значит, позволяет и ставить эти задачи, осознанно определяя приоритеты и предвидя риски.

Вещи, по всем параметрам находящиеся в границах зоны комфорта, почти гарантированно получатся и будут хороши. Так надо ли, спрашивается, от добра добра искать? Да. Потому что это совершенно необходимо для роста и развития. Если никогда не выходить за границы своей комфортной зоны, она рано или поздно начинает заболачиваться. Происходит застой. Тема вырабатывается, изживает себя, человек ее перерастает. Другими словами, выход за границы зоны комфорта означает ни что иное, как ее расширение. Присоединение к ней новых областей, на которых вырастет новый урожай. А то, что произрастает на старой, комфортной территории, получит новый импульс и новое дыхание.

Четкое осознание границ своей зоны комфорта обеспечивает еще одну очень важную вещь – позволяет ставить перед собой решаемые задачи. Т.е. даже не браться, не тратить силы и время на то, что от зоны комфорта отстоит безнадежно далеко и никогда в нее не включится, сколько ни бейся.

Несколько примеров из моей собственной практики.
У меня есть совершенно четкое предпочтение по типу пряжи. Я люблю простую, ровную, нефасонную шерсть 100% или близко к тому, толщиной в диапазоне 200 – 300 м на 100 г. Вещь из пряжи других характеристик для меня всегда означает определенное насилие над собой и работу за пределами своей зоны комфорта. Иногда я это делаю. В каких случаях и что это мне дает?

Вот этот выпускной комплект шерстяным быть не мог по определению, поэтому взяла пехорский 100% хлопок.



Я не люблю хлопок, для меня в нем не хватает характера, упругости, очень уж он безвольный и вялый. К тому же, конкретно этот слишком тонкий – 430 м / 100 г. Я вообще вяжу свободно, для такой тонкой нитки мне пришлось не просто взять спицы типа 1,5, если не 1, но и все время контролировать свое вязание, следить за плотностью. На таких больших объемах это непросто, постоянно быть в концентрации.

Что мне это дало? Ну, прежде всего, чувство глубокого удовлетворения – вещь получилась, я справилась, хозяйка довольна, была звездой вечера. Это чувство – «Вещь получилась!» – стоит усилий, потому что сильно влияет на следующие работы.
А главное, я получила хороший опыт и сделала для себя четкие практические выводы. Что если понадобится, в следующий раз за хлопок возьмусь спокойно. Но не тоньше м 300 на 100 г. Т.е. я расширила свою зону комфорта в сторону хлопка.

Поэтому за следующую хлопковую вещь бралась спокойно и уверенно, понимая, на что тут можно рассчитывать, а чего ни от себя, ни от пряжи ожидать не стоит. В результате вещь получилась очень удачной и я даже смогла реализовать в ней некую новую конструктивную идею.



Вот здесь используется турецкая пряжа 40% шерсть, 60% акрил. Куплена была очень давно, в те времена, когда длинносекционка и все эти крейзи-окраски только появлялись, на них и повелась, хотя по поводу чрезмерного количества акрила сомнения были тяжкие. Для меня половина акрила в составе пряжи - это некий психологический предел, и я даже от него всегда старалась держаться подальше. А уж если акрила больше половины - ну это явный, можно сказать, беспрецедентный выход за пределы зоны комфорта.



Результат этой вылазки себя полностью оправдал. Вещь оказалась по качеству вполне удовлетворительной, активно и с удовольствием относилась немало сезонов, не вызывая неприятных ощущений и практически не потеряв вида.
А я избавилась от предубеждений, которые даже суевериями можно назвать, настолько они были беспочвенны. С чистым акрилом я по-прежнему работать не готова, какой он ни будь красивый, какими модными словами типа «микрофибра» его не обзывай, и как ни рассказывай про его новейшие прекрасные модификации, высокообъемность и все прочее. Но на полушерстяные составы диапазон приемлемых для меня пряж определенно расширился, что, как вы понимаете, всегда хорошо. Например, вот эту вещь тоже из турецкой пряжи 50% шерсть, 50% акрил, я уже вязала с легким сердцем, без всякого насилия над собой, и, хотя ей уже немало сезонов, она продолжает радовать меня и владелицу.



Здесь какая-то пафосная дорогая пряжа, процентов 80% вискозы, остальное какие-то нейлоны, полиэстеры и эластаны. Она не только стрейч, но и фасонная, т.е. шнуркового плетения.



Это совершенно не мой состав, я совсем не люблю стрейч, совсем не люблю шнурки все эти... в общем, тут все совершенно не мое.



Опыт показал, что победить все это дело я в состоянии, но совершенно не хочу. Так что на будущее окончательно вычеркнула для себя пряжу такого типа из рассматриваемых. Отрицательный результат - тоже результат, причем очень полезный! Теперь мне даже не приходится бороться с искушением, подпав под обаяние какой-то пряжи этого типа в пряжном магазине. Я ей дружески улыбаюсь и совершенно спокойно прохожу мимо, повторять этот опыт не возникает никакого порыва.

Эти примеры иллюстрируют два важных момента в экспедиции за границы комфортной зоны.
Первое – этот шаг нужно предпринимать только в том случае, если для него есть действительно веская причина, если иначе никак невозможно решить какую-то задачу. Это может быть причина внутренняя, когда чувствуешь, что в границах комфортной зоны все рудники истощились, больше ничего не добудешь, как ни копай. А может быть внешняя, типа того что выпускной комплект ну никак из шерсти не сделаешь, хочешь не хочешь, а нужно брать хлопок. Главное – эта веская причина обязательно должна быть четко для себя сформулирована. Иначе это будет просто попусту потраченный ресурс и убитое время, никакой пользы делу и никакого морального удовлетворения. Если такой конкретной причины нет, ни в коем случае не нужно покидать свою зону комфорта.
Борьба с трудностями ради борьбы с трудностями – это последнее, чем стоит заниматься. Уподобление герою анекдота «В гамаке и стоя!» совершенно точно плохая идея.

Второе – опираясь на четкое понимание набора параметров, составляющих зону комфорта, желательно переходить границу в каком-то одном направлении. Невозможно одновременно осуществить экспедиции на Северный полюс и в Африку, необходимо сосредоточиться на чем-то одном.
Так и в вязании. Выше я привела примеры выхода за пределы комфортной зоны по параметру пряжи. Но остальные характеристики этих работ однозначно оставались комфортными – это моя любимая техника, это мой любимый формат вещей, это если не мои любимые, то, по крайней мере, и не нелюбимые цвета.
Вздумай я работать за пределами комфортной зоны по всем параметрам одновременно, уверена, ничего бы хорошего из этого не получилось.

У разных людей разные отношения с теми или иными качествами. Вы знаете, конечно, эту теорию, что есть люди-кинестетики, для которых важней всего тактильные ощущения, есть визуалы, воспринимающие, главным образом, зрительную картину мира, а есть аудиалы, для которых на первом месте картина мира звуковая. Конечно, как и применительно к любой другой классификации, в жизни редко встречаются чистые идеальные представители этих типов, в основном мы все сочетаем в себе их признаки в тех или иных пропорциях. Но чаще всего какой-то из типов восприятия все же преобладает.

Соответственно, выйти за пределы зоны комфорта по тем параметрам, которые не являются главными для конкретного человека, гораздо легче, чем по главным. Допустим, поступиться своим комфортом в области тактильных ощущений, т.е. качества пряжи, я могу без таких уж серьезных усилий. А значит, в работах из нелюбимого типа пряжи я могла бы и еще от какого-то комфортного параметра отступить, если бы это потребовалось.

Чего нельзя сказать о цвете. Цвет имеет для меня приоритетное значение, я точно знаю комфортную для себя цветовую гамму, и работать за ее пределами для меня однозначно означает серьезное насилие над собой. Поэтому, предпринимая экспедицию на территорию недружественного цвета, я точно оставлю в зоне комфорта все остальные параметры – знаю, что на борьбу с цветом уйдут все силы, так что все остальное должно делаться на автопилоте. Вот пример экспедиции на территорию одного из самых недружественных мне цветов – красного.



И о платье, и о жакете я рассказывала очень подробно, в том числе и о выстраивании отношений с цветом.
Не могу сказать, что моя зона цветового комфорта расширилась на красный, он продолжает оставаться для меня непростым и с ним я по-прежнему на вы. Но, если возникнет такая необходимость, теперь мне будет гораздо проще справиться и с ним, и с другим цветом сравнимой насыщенности и активности, вроде какого-нибудь василькового.

Но зато, вернувшись из красного в комфортную для меня зону бледных неврастенических цветов, я обнаружила те самые новые возможности и новые месторождения, о которых говорила выше.

В общем, осознанный и продуманный выход за пределы зоны комфорта всегда полезен и часто необходим!

Tags: персоналии, уроки Леонардо
Subscribe
promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments