Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Уроки Леонардо. 5.1

Текст этого урока, к сожалению, особенно сильно пострадал от машинного перевода, местами превратившись совсем в какую-то кашу.

"Урок 5: Ищите новые комбинации

Когда Леонардо нужны были новые идеи, он напрягал воображение для революционной идеи (например, танк или парашют). В другое время, он хотел дополнять уже существующие идеи (например, мосты и лестницы) с постепенными изменениями и совмещении нескольких концепций вместе.
Да Винчи набросал новый вид лестницы, предназначенной для захвата стен солдатами.
Помимо основных заметок для каждого эскиза, Леонардо включал ключевые слова для других идей и перекрестные ссылки на другие эскизы. Ученые считают, что такой подход позволил бы Леонардо организовать его эскизам широкий обзор для поиска новых комбинаций и дополнительных изменений.
Как дизайнер, Леонардо предлагает несколько советов. Во-первых, когда вы зарисовываете, детализируйте достаточно подробно, чтобы эскиз могли понять. Это эскиз, который позже можно пересмотреть. Во-вторых, вы должны сгруппировать похожие идеи вместе. Сгруппировав их вместе, вы сможете составить общее видение идеи. В-третьих, каталог ваших идей, чтобы вы могли искать другие комбинации позже. Важно, чтобы выработать привычку каталогизации на будущее, чтобы вы могли сделать новые комбинации. Так же, как Леонардо занимался воображением, он также искал новые сочетания, на основе существующих концепций, чтобы придумать что-то другое.

Выводы:
1) Искать новые сочетания с вашими индивидуальными эскизами
2) Создайте каталог ваших эскизов, чтобы использовать их в будущем
3) Ищите комбинации с вашими прошлыми скетчами
"



Но, как мне кажется, основная его мысль все-таки не совсем уничтожена. Возможно, конечно, что это лишь мое понимание, не совпадающее с исходным, но точно мы этого уже никогда не узнаем, так что будем довольствоваться субъективной интерпретацией. В конце концов, мы в любом случае имеем право на свои собственные мысли, что бы ни послужило их отправной точкой, верно?

Я думаю, что речь здесь идет о развернутости мысли и полноте высказывания.

Возьмем пример из живописи – ну, хотя бы хрестоматийного Пикассо. Вот примеры его работ по периодам, которые обычно принято выделять в его творчестве.

Голубой период (картинка, вынесенная в начало поста, тоже относится к нему).


Розовый период.


Африканский период.


Кубистический период.


Классический период.


Сюрреалистический период.


Эти примеры обозначают даже менее половины огромного творческого наследия художника, но их достаточно, чтобы наглядно продемонстрировать, как подробно, во множестве воплощений он разрабатывал какую-то пластическую задачу. До тех пор, пока она не исчерпывала себя, а в ее недрах не формулировалась некая новая мысль, становясь актуальной и выходя на первый план.

Возвращаясь к вязанию. В какой-то момент, после того, как я освоила энтерлак, как-то само собой получилось, что все мои работы стали воплощаться именно в этой технике. И было время, когда меня часто спрашивали, не надоедает ли мне вязать все энтерлаком? Не стала ли я певцом одной темы, не ограничивает ли это мою свободу?
Поначалу эти вопросы заставили меня вздрогнуть и задуматься – а действительно?.. может, я незаметно для себя попала в какой-то замкнутый круг и стала штамповать вещи, как блины, эксплуатируя один и тот же прием? Может, это тупик, из которого нужно срочно выбираться?
Проанализировав ситуацию, я поняла, что не только нет никакого тупика, а наоборот, что эта дорога ведет к горизонтам, которые еще очень далеки, и пройдена только ее малая часть.

Ну действительно, ведь про вещи, связанные по принципу обычного прямого вязания, ни у кого не возникает вопроса, не надоедает ли вязать все время прямо? Никому не кажется, что это как-то ограничивает свободу и загоняет в какие-то рамки?
Потому что смысл ведь не в том, прямо связана вещь или еще как-то, а в том, какими косами, аранами, жаккардами, ажурами она заполнена, как в ней работают цвета и фактуры пряжи… как она сидит, наконец, каковы ее пропорции... но к энтерлаку это относится в полной мере, ничто не мешает и в нем использовать все эти выразительные средства! Просто дополнительно к этим возможностям лично мне он позволяет успешно решать еще множество важных задач, которые в прямом вязании решить гораздо сложней, а иногда и попросту невозможно. Собственно, потому у меня и вытеснил энтерлак прямое вязание, что я обнаружила в нем огромный потенциал, который, видимо, еще долго не исчерпаю.

В истории искусства есть примеры, когда только узкие специалисты могут выделить моменты смены одного периода другим, а на взгляд обычного зрителя все творчество автора выглядит как исполнение одной-единственной песни со множеством куплетов.
Ну, например, наш с детства родной и знакомый Левитан.



Что тут скажешь – в любой своей вещи он все тот же Левитан, и вряд ли кому-то придет в голову мысль о том, сколько лет отделяет один пейзаж от другого.



Но разве это свидетельствует о штампе или эксплуатации приема? Ничуть. Каждая вещь дышит живым и тонким чувством. Потому что тема, мысль, которую нашел художник, или которая нашла его, оказалась настолько ему созвучна, настолько сама по себе глубока и неисчерпаема, что ее хватило на всю его творческую жизнь.



Мысли бывают разными по своей природе. Бывают мысли яркие, но короткие – вот такой воротничок вот с такой кофточкой – красиво! И да, действительно, красиво. Но продолжения не требует, развиться, разветвиться, распуститься разными листьями и цветами не стремится.

Разумеется, на вязание совсем не обязательно смотреть с этой точки зрения. Все зависит от исходной постановки задачи. Если задача видится только как «Связать вот такую кофточку вот с такими рукавчиками», «Сделать так, как на этой картинке» и т.п., то все рассуждения о полноте высказывания отпадают сами собой. И я далека от того, чтобы бросать камни в такой узкопрактический подход к делу! В конце концов, одна из главных гуманитарных ценностей вязания в том и состоит, что оно является для каждого территорией полной свободы, на которой как нигде более можно делать именно то, что хочется, без каких-либо перед кем-либо обязательств. Хочется связать кофточку точно как в журнале или как у подружки, получилось это сделать, результат обеспечил положительные эмоции – и прекрасно, и не нужно морочить себе голову!

Но, если, завершив одну вещь, понимаешь, что многое в нее не вошло, не вместилось, хотя оформилось в голове и требует реализации, мысль продолжает развиваться, вот тогда возникает коллекция.

Еще одно из ценнейших свойств вязания - оно освобождает автора от жестких сроков и обязательств. Вязальная коллекция может быть умозрительной, составляющие ее вещи не обязательно должны выполняться последовательно и хронологически цельно. Единство мысли может быть обеспечено без соблюдения единства времени. Складываться в коллекцию могут вещи, по времени создания даже не пересекающиеся. Вы спросите, а в чем тогда смысл понятия коллекции, если это вещи, связанные в разное время, разошедшиеся по разным владельцам и не только одновременно нигде не представляемые, но даже и не пересекавшиеся друг с другом в жизни?

Смысл очень большой. Когда мы, разрабатывая свое вязальное месторождение, натыкаемся на какую-то богатую жилу, очень важно этот факт осознать. Сформулировать для себя, что найдена некая тема, потенциал которой явно не под силу вместить в себя одной вещи.
Необходимо мысленно поставить некий сигнальный флажок на такую тему – сам этот факт запускает процесс ее разработки, раскрытия ее потенциала во многих и многих гранях. Благодаря этому отключается судорожное желание протараторить как можно больше слов в единицу времени, втиснуть в одну вещь все. Каждая работа спокойно нагружается ровно тем количеством смыслов, которое для нее посильно, потому что установленный мысленный флажок гарантирует, что когда следующая порция смыслов в рамках этой же темы будет готова к высказыванию, это можно будет реализовать в следующей работе.

Мой личный опыт говорит о том, что главное – не задавать себе никаких искусственных рамок. Бесполезно и даже вредно, например, ставить перед собой задачу – все, не просто вяжу, а создаю коллекцию! – если почвы для этого не существует. Результат будет вымученным и как раз таки, скорее всего, будет представлять собой набор дублирующихся штампов. Если вещи получаются единичными, локальными, не требующими продолжения – ну и прекрасно, значит, так тому и быть!
Но если вещь, даже изначально планировавшаяся как единичная, вдруг открывает какую-то форточку, через которую начинает поступать поток свежего воздуха, стоит к этому потоку прислушаться, присмотреться, поймать его и разложить на следующие вещи.

О смысле коллекций поговорим в следующей главе, а пока, просто чтоб закончить чем-то вязальным, пример идеи, вышедшей за рамки одной вещи.
Изначально эта вещь не основывалась ни на каких далеко идущих замыслах, это была типичная единичная работа, порожденная сугубо приземленной потребностью утилизации остатков.



Но оказалось, что, успешно решив свою непосредственную задачу утилизации, вещь как раз открыла даже не форточку, а целую балконную дверь. Некоторые грани этой идеи вполне очевидны, от чего не менее привлекательны.



Если бы ту первоначальную мысль я не накрыла защитной банкой, как делают с приживающимися отводками, вряд ли появилась бы, например, вещь вот такая.



Некоторые тропинки уводят далеко от исходной точки. В этом ценность урока.

Tags: персоналии, уроки Леонардо
Subscribe
promo verapapkova апрель 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments