Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Categories:

Семь советов Пикассо. 1

"... Чтобы сделать, необходимо верить
«Может тот, кто считает, что может. А не может тот, кто считает, что не может. Это непреложный, неоспоримый закон».
Убеждения контролируют результат действий. Если вы считаете, что у вас не получится, есть большая доля вероятности, что вы начнете нервничать или даже бессознательно ошибаться. С другой стороны, если вы считаете, что способны сделать что-либо, ваш мозг начнет работать в другом направлении и искать решения, а не хныкать и жаловаться на жизнь. В результате решения и возможности начнут вылазить со всех сторон, как грибы после дождя. ..."




Категория верю-не верю абсолютно субъективна. Смыслы, которые для каждого из нас стоят за словом верить, могут отличаться чуть ли не диаметрально. Соответственно, все, что я имею сказать по этому поводу, является сугубо моим субъективным виденьем, ни для кого не обязательным и ни в малейшей степени не претендующим на истинность.

Разумеется, автор комментария имеет такое же право на свое понимание этого вопроса, равно как и на употребление очаровательного глагола вылазить!

Я же позволю себе категорически и даже с недоумением с ним не согласиться. Нет, даже не так - я просто не вижу, с чем тут можно соглашаться или не соглашаться, поскольку не обнаруживаю в комментарии смысла как такового. В контексте создания чего-то - что это вообще означает, верить? Во что верить? И, главное, даже если как-то умудриться во что-то там верить, что бы это ни означало, как это поможет процессу создания?..

Знаете, можно, например, свято верить, что, шагнув с крыши, полетишь, как птица. И даже, к сожалению, такие случаи медицине известны. Благодаря чему мы имеем практическое подтверждение, что как истово ни верь, что полетишь, как птица, на самом деле полетишь, как что-то совсем другое, сами понимаете, как что. И с каким итогом.
Или вот, допустим, если представить, что я всей душой буду верить, что подниму штангу в 200 кг - ну не подниму я ее! И даже не шелохну, вот хоть как я в это верь!

В общем, фигня это все, если кратко. А, главное, к процессу создания чего бы то ни было вообще никакого отношения не имеет.

Что вовсе не означает, что я вообще считаю категорию веры несущественным кирпичиком в мироустройстве! Отнюдь. Это очень даже существенный большой кирпич. Просто я склонна его рассматривать примерно как Хайям, и вряд ли скажу об этом лучше, чем он

В божий храм не пускайте меня на порог.
Я - безбожник. Таким сотворил меня бог.
Я подобен блуднице, чья вера - порок.
Рады б грешники в рай - да не знают дорог.


Не поддавайтесь религиозному антуражу этого текста, на самом деле он универсален. И я, конечно, подразумеваю как раз не религиозный, а общечеловеческий его аспект.

Немаловажно и то обстоятельство, что верить во что-то - не имитировать или профанировать веру в предложенном психотренинговом ключе, а по-настоящему, действительно верить - один из самых энергозатратных процессов, какие только доступны человеку. А поскольку ресурс энергетический конечен даже у такого монстра, как Пикассо, не говоря уж о нас, простых смертных, возникает непраздный вопрос - а стоит ли вбухивать чудовищное количество энергии в то, чтобы верить, что мы в состоянии что-то создать?
Может быть, если направить хотя бы половину этой энергии непосредственно на процесс создания, оставив вопросы веры для фоновых размышлений, так шансы создать что-то путное резко возрастут? Лично для меня однозначно ответ - да.

И, опять-таки, мысль эта, конечно, не нова и не мне принадлежит заслуга ее формулирования. Возможно, наиболее точно - относительно моих ощущений - об этом сказано в Экклезиасте:

Всё, что готова рука твоя делать, - в меру сил твоих делай,
Ибо нет ни дела, ни замысла, ни мудрости, ни знанья
В преисподней, куда ты уходишь.


Обратите внимание на смысловую тонкость понятия в меру! В современном русском языке мы обычно используем это словосочетание для передачи смыслов типа немного... не слишком... чуть-чуть... слегка... Т.е. используем только одну половину понятия меры.
Здесь же это понятие употребляется в его полном смысле. Т.е. мера - это то, сколько отмерено тебе возможностей, сил, талантов. Не больше, но и не меньше, а ровно столько. Вот и делай ровно в эту меру, вот просто делай и делай, руками. Головой в этот момент можешь верить хоть в себя, хоть в адронный коллайдр, хоть в гербалайф, хоть ни во что вообще не верить, а просто музыку слушать или сериалы смотреть - главное, делай.

А теперь, внимание, самое интересное! До сих пор мы говорили о тексте комментария. Давайте вспомним о кавычках, прочтем внимательно текст самого Пикассо:

«Может тот, кто считает, что может. А не может тот, кто считает, что не может. Это непреложный, неоспоримый закон».

Он где-то тут говорил о вере?..

Показательный пример, между прочим. Люди очень часто просто не в состоянии действительно услышать другого человека, а слышат лишь свои собственные мысли. В принципе, конечно, никто и не обязан слышать другого, каждый имеет полное право вести диалог только с самим собой.
Но если целью является именно воспользоваться чьим-то опытом, то очень затруднительно это сделать, отказываясь слышать кого-то, кроме себя!

Пикассо-то ведь на самом деле тут не о вере ни о какой говорит. А о знании. Он знает, что сможет. Потому что он знает себя, знает свой потенциал, свои возможности. А еще потому что он в любой момент своей жизни, с ранней юности, уже столько всего смог... у него есть этот опыт - смочь, он знает, как это.

Но не родился ведь он с этим знанием и опытом, да?.. Ну как бы да... но на самом деле, во-первых, со своим даром он, конечно, родился. И ему хватило мужества и трудолюбия извлекать из себя этот дар, как руду из недр земли на поверхность, на протяжении всей его долгой жизни.

А во-вторых... у вас не возникает вот от этой навязываемой необходимости во что-то там верить какого-то каторжного ощущения некой тяжелой гири, которую необходимо зачем-то влачить?.. У меня - возникает.

Посмотрите еще раз на Пикассо. Он похож на человека, влачащего тяжкую думу? На умного и думающего - да, безусловно. Но думать и умствовать - совершенно разные вещи. А еще более разные вещи умствование и творчество. Как солнце наше Пушкин своему другу Вяземскому написал - Поэзия, прости Господи, должна быть глуповата... Ясное дело, не имеется в виду, что надо быть идиотом! Но...

Знаете, вы удивитесь, но для меня самым наглядным примером того, что я пытаюсь объяснить, являются... дельфины. Принято считать, что у них, у животных, все действия вытекают из биологической необходимости выживания и размножения. Что они неспособны ни к абстрактному мышлению, ни к обобщениям, ни вообще к мышлению в полном смысле этого слова.
Я-то убеждена, что это полная фигня, человеку просто удобно думать о животных именно так, чтобы было проще их есть. А на самом деле они вполне способны и к мышлению, и, некоторые из них, как дельфины, к самому настоящему творчеству.



Перед нами самое что ни на есть чистое искусство для искусства. Это никаким образом не связано ни с добычей пищи, ни с выживанием, ни с размножением... это не имеет никакой прикладной ценности, ценность этого исключительно эстетическая. Однако они затрачивают немало сил и времени, чтобы достичь настоящего мастерства в создании своих объектов из воздушных пузырей. К сожалению, я не нашла картинки, но когда-то я ее видела - они создают из пузырьков не только кольца, но целые скульптуры, в виде больших спиралей. Причем скульптуры эти удивительно стабильны, т.е. сохраняют свою форму довольно долгое время, на протяжении которого и автор, и зрители-другие дельфины обплывают, рассматривают и любуются ею с разных сторон.

Разве это не мастерство?



А теперь представьте - преуспевший в своем искусстве дельфин - он верит в то, что сможет?.. Ему как-то помогает эта вера?.. Она вообще нужна ему?..

Он просто делает это, потому что родился с такой способностью. Потому что потребность в самовыражении такая же насущная потребность сознательного существа, как потребность в любви. Все, что имеет для него значение - создать свою волшебную скульптуру из воздуха такой прекрасной, какой он сможет.



Вот и мы, на самом деле, не должны влачить никаких гирь! Совершенно уверена, что Пикассо был в этом смысле настоящим дельфином - он мог что угодно о чем угодно думать и говорить, и все это было бла-бла-бла. Главное было в том, что он просто каждый день брал в руки кисть и в меру сил своих делал, то что он мог делать.

И я совершенно уверена, что все мы в душе дельфины, просто наша человеческая жизнь заставляет нас об этом забыть. Надо вспомнить! И просто создавать свои волшебные скульптуры. Каждый день. Я думаю, первый совет Пикассо - об этом.

Источник советов тут http://www.adme.ru/vdohnovenie/sem-sovetov-ot-pablo-pikasso-500655

*Все фото взяты из открытых источников в интернете. Выяснить и указать их авторов невозможно, но в случае, если автор отыщется и пожелает быть названным, это немедленно и с благодарностью будет сделано.

Tags: персоналии, советы Пикассо
Subscribe
promo verapapkova april 21, 2019 07:22 1
Buy for 10 tokens
Навигация, которая поможет вам сориентироваться и найти нужную информацию в блоге. Пост обновляется и всегда соответствует актуальному состоянию. Сейчас вы читаете апдейт от 02.05.2019. Будем считать это бета-версией навигации, потому что в процессе создания рубрикации обнаружилось некоторое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments