Вера Папкова (verapapkova) wrote,
Вера Папкова
verapapkova

Categories:

Жалкий цирк Пауля Клее

Выставка в Пушкинском открыта до 1 марта, еще можно успеть посмотреть.



"Жалкий цирк" - это название одной из вещей. Того периода, когда в работах частенько возникали образы циркачей, клоунов, канатоходцев, натянутых канатов и неустойчиво балансирующих конструкций...



Все эти работы хочется назвать словом слабенькие. И это вовсе не будет означать плохие - боже мой, нет! они прекрасны! Но в них есть что-то от больного ребенка, знаете, когда говорят "пошел на поправку, но еще слабенький" - голосок еще тихий, чашка с питьем еще слишком тяжела, и после любого усилия нужно передохнуть, закрыв глаза и откинувшись на подушку.



Вот и в этих вещах ничто не в полную силу - ни цвет, который почти отсутствует... ни линия, которая, тонкая и слабенькая, заставляет в себя всматриваться, как нужно наклониться к ребенку, чтобы его расслышать.



Нужно быть очень мощным художником, чтобы, не использовав буквально никаких ярких, громких или бьющих по нервам эффектов, заставить зрителя всмотреться, наклониться и прислушаться.



Мощный Клее остается одной из ключевых, принципиально важных фигур в искусстве двадцатого века, потому что одним из первых услышал совершенно новый, именно двадцатым веком поставленный вопрос, и на протяжении всей своей работы его методично исследовал.



Именно к двадцатому веку информационный и технический прогресс совершенно поменял акценты в восприятии вещности, телесности, материальности. Клее был свидетелем и участником Первой мировой войны и умер в 1940, буквально накануне Второй, выдавленный из Германии, где, конечно же, его работы демонстрировали в выставках "дегенеративного искусства", в нейтральную Швейцарию.



Во все предыдущие века художники решали проблему взаимоотношений формы и смысла. Какая форма наиболее адекватно донесет смысл. В какую форму облечь месседж, чтобы он дошел до зрителя с наменьшими искажениями и потерями. Вот в самом общем виде те вопросы, на которые отвечало искусство.



В двадцатом веке ситуация изменилась принципиально по той простой причине, что индустриальные, массовые, промышленные методы стали доступны не только в области производства, но и в области разрушения. Возможности деструкции и убийства скачкообразно перешли на принципиально новый уровень, стали отчужденными и псевдоабстрактными, эффективность деструкции с персонального перешла на уровень статистический.



Это развернуло проблему формы под совершенно новым углом. Оказалось, что больше не актуально искать форму, наиболее соответствующую смыслу, поскольку сама форма - и есть смысл. Все сущее в материальном мире, живое или неживое, существует, имея какую-то форму, собственно, иметь форму - и значит существовать. Соответственно, прекращение существования, деструкция, смерть - это потеря формы, разрушение формы.



Оказалось, что нет ничего более важного и более хрупкого, чем форма. Что она первична, и только при условии ее ненарушенной целостности и внутренней логики возможны надстройки каких-то дополнительных смыслов. Возможны, но, как выяснилось, не так уж обязательны.



Если форма выстроилась и продолжает существовать, не будучи раздавленной, разорванной, нарушенной, в этом уже достаточно и смысла, и счастья.



Вот гербарии, которые Клее не только собирал для себя, но использовал в качестве наглядных пособий в пору своего преподавания в Баухаусе.



Ну простите меня, это же Пушкинский! Там же поверхность витринки будет непременно строго горизонтальная, установлена она будет строго непосредственно под лампой, а о такой ереси, свят-свят, как антибликовые стекла, там вообще не слыхали... так что вот да, при попытке что-то рассмотреть или снять зритель получает нехилый такой удар бликом по глазам - ну, отнесемся к этому философски, искусство требует жертв...



На примере строения этих стебельков, листиков и прожилок он показывал студентам, как выстраивается и существует форма. Скелетик листа, образуемый его прожилками, как скелет человека или животного, как кристаллическая решетка вещества, как сосуд, являющийся вместилищем жизни и смысла - предмет, который он преподавал в течение почти десяти лет, назывался теория формы.



"Искусство не изображает видимое, а делает его видимым" - эти слова самого Клее могут быть ключом не только к его творчеству, но, во многом, и ко всему искусству двадцатого века.



И, хотя сам Клее был, безусловно, художником, а не дизайнером, тем самым он стоял у истоков самого понятия дизайна, также сформулировавшегося именно в двадцатом веке.



Говорить о том, как тонко он чувствовал цвет, как виртуозно владел композицией и всем прочим арсеналом классической живописи, излишне и несерьезно, он был художником, а не формалистом, и этим все сказано.



Как несерьезно и оппонировать вульгарной глупости о том, что такую мазню и каляку любой ребенок накалякает. Но не удержусь все-таки показать пример юношеской анатомической штудии Клее.



Просто чтоб было совсем очевидно - если он владел классическим приемом, простите за банальность, в совершенстве, но использовал для своего выражения тот язык, в некоторых случаях, "маляк", который он использовал, значит, на то были веские причины.



Значит, стоит попытаться понять и этот язык, и эти причины.



Пожалуй, отдельно скажу о его остром чувстве - нет, даже не материала, это тоже по умолчанию входит в понятие художник - а именно вещности.



Достаточно посмотреть, с каким уважением он дает слово не только невзрачному листику растения, но и куску тряпочки, чуть ли не ветоши.



С каким почтением выслушивает и позволяет услышать нам, как много, оказывается, может рассказать об этом мире кусочек ветоши. И как мы сами, оказывается, несильно от ветоши отличаемся.



Как человечество, породившее и выпустившее на волю монстра безграничных технических возможностей, сразу же практически утратило над ним контроль. И как скелетик человечка оказался не прочнее и, главное, не дороже обычной фарфоровой чашки, в которых Клее разводил краски.



Как все мы вдруг стали безымянными циркачами жалкого цирка, заложниками своей хрупкой и беззащитной телесности.



И какое это, в сущности, мужество, быть - жалким, быть - беззащитным. Быть. Какое достоинство трезво осознавать свою жалкую бренность.



Не только картины и рисунки... очень много мне сказал о мужестве бренного вот этот предмет из мастерской художника - чашка разбилась. Смотрите, он приделал к черепку такую гипсовую пломбу для устойчивости и продолжал им пользоваться для разведения краски. Если каждый из нас, в сущности, та же хрупкая чашка... очень о многом мне сказал этот жест.



Некоторые свои вещи высочайшего живописного полета он чуть ли не вышивает, чуть ли не вывязывает петельку за петелькой.





И это ни на йоту не снижает уровня дискуссии, не низводит ее к вульгарной декоративности, рукоделию или украшательству.



Наоборот, придает вещи какой-то дополнительный блеск и класс, заставляющий вспомнить понятие шедевра в его изначальном, средневековом, ремесленном цеховом смысле.



Сознательно не хочу комментировать конкретные вещи адресно, чтоб не навязывать своего взгляда, возможно и даже наверняка, что каждый увидит в них то, что насущно и важно лично для него.



Вот только на одну вещь хочу обратить ваше внимание - она называется "Собутыльник", создана была в 1931 году, еще до бегства в Швейцарию, еще в Германии.



Как оказалось, она вызывает у разных людей совершенно разные комплексы ассоциаций и соотносится с совершенно разными темами. Интересно, о чем, глядя на нее, подумаете вы.



Все картинки с выставки можно посмотреть тут, в пост вошло далеко не все, что я там наснимала.

Tags: выставка/музей, персоналии
Subscribe

  • Мераб Абрамишвили - новое имя для меня

    Я узнала его вчера из комментария моей прекрасной подписчицы Натальи к посту про моно-монохром. Кончено же, пошла посмотреть, кто это и почему…

  • Ярнбомбинг в Таллинне

    С вами моя любимая рубрика Прислали подписчики. И, одновременно, моя любимая рубрика Ярнбомбинг. Впрочем, у меня все рубрики любимые - если хотите,…

  • Монохром как образ жизни. Красный

    В одном красном-красном доме в Боснии все комнаты красные. И все-все вещи в этом доме красные. Все-все вещи - и мебель, и белье, и посуда... У…

promo verapapkova november 1, 2020 13:48 3
Buy for 10 tokens
Я Вера Папкова. Приглашаю вас в мою онлайн-школу вязания. Я научу вас вязать в технике энтерлак в моей авторской интерпретации. И многим другим технологиям в вязании, необходимым для создания вещей высокого класса. Это - главная страница онлайн-школы ДАО ВЯЗАНИЯ. Здесь можно купить все уже…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments